Суфизм и предвидение

Изображение пользователя С.А.Кравченко

Текст взят из статьи "ГУРДЖИЕВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ"

Суфии считали, что существует четыре формы познания мироздания, причем эмпирическое познание, основанное на восприятии явлений окружающего мира с помощью пяти органов чувств и разума, является лишь низшей формой познания, а потому доступно каждому человеку. С нею символически связана вода как носитель информации.

Второй формой познания считалось интуитивное постижение реальности, доступное людям с богатым воображением, умеющим слышать отголоски иных миров и облекать их в слова, звуки и цветовые сочетания. Символом творческого осмысления действительности, свойственного поэтам, музыкантам и художникам, суфии считали молоко, способное к трансформации и превращению в иные продукты.

Третья форма познания – опыт пророков и провидцев суфизма, существенно отличающийся от непосредственного восприятия мира и выраженный в мистических учениях суфийских наставников. Пророк имеет дело с реальностью, не оказвающей воздействия на органы чувств, но дающей пробужденному духу необыкновенно яркие ощущения. Символом этой формы познания суфии считали мед – один из ценнейших природных антибиотиков, способный консервировать органическую среду и блокировать ее от попадания болезнетворных инфекций. Мощнейшие трансформирующие качества меда как продукта питания давно были отмечены человеком, и не случайно мед входит в состав огромного числа целебных снадобий, коими спасалось человечество во все века до начала эры фармакологии. Однако, помимо сугубо практичных медицинских и кулинарных свойств меда, суфии видели в этом продукте пчеловодства некую особую мистическую субстанцию, способствующую трансформации духа и открытию «внутреннего взора».

Высшей и четвертой формой познания суфийские мистики считали прямое переживание высшей реальности, не доступной ни для органов чувств, ни для интуиции. Открыть в себе способность к высшей форме восприятия действительности может лишь маг, развивший в себе сверхъестественные способности. На этом этапе познание из логического акта становится Божественным откровением. Мистическим символом четвертой формы познания, разрушающей границы человеческого Я, суфии считали вино, употребление коего было и остается под запретом для последователей пророка Мухаммеда. Ортодоксальный ислам отрицает также музыку и танец, что, опять же, входит в противоречие с мистическим опытом «танцующих дервишей», погружающихся посредством ритмичного круговращения в медитативный транс, способствующий небывалому подъему духа и обретения связи с высшим миром.

Можно с большой степенью вероятности предполагать, что корни мистического ислама, (нашедшего распространение лишь в Персии!) лежат в плодородном слое зороастрийской доисламской культуры и питаются от живых ключей сакрального учения зерванитов о времени, пространстве и возможности их трансформации.

Существование скрытой эзотерической традиции в ясном и внешне кажущемся простым учении пророка Заратуштры, прослеживается от V века до н. э. и до нашего времени. Необычные способности факиров, чудеса дервишей и сверхъестественные возможности тибетских отшельников – свидетельства существования в древности на территории Персидской империи целостного учения о человеке и его месте в мироздании, а также комплексной системы физических и дыхательных упражнений, способствующих саморегуляции и пробуждению скрытых резервов человеческого организма.

Политические, идеологические и философские разногласия мидийской и персидской линий власти еще во времена династии Ахеменидов резко обострили отношения между магами-зерванитами и ортодоксальными зороастрийцами. Гонения на мистиков, почитающих помимо Ахурамазды также и Зервана – абстрактное божество времени и пространства, породившее все сущее, вынуждало адептов тайного учения мигрировать в Тибет, Индию и Аравию. Следы зерванизма отчетливо прослеживаются в учениях тибетского ламаизма (школы ваджраяны), религии Бон, индийском учении Калачакры о смене космических эпох, астральной религии арабов, священнослужителями которой были несколько поколений предков пророка Мухаммеда.

В самой же Персии со времен царствования Хосрова Ануширвана зерваниты вынуждены были объединяться в замкнутые сообщества, внутри которых продолжалась традиция устной передачи сакральных знаний о космосе и человеке. Посему, нет ничего удивительного в том, что зерванизм не исчез со временем, трансформировавшись с наступлением эпохи ислама в Иране, обрел новое лицо, чего нельзя сказать об ортодоксальном зороастризме. Вынужденные вести «подпольный» образ жизни, привыкшие к гонениям и притеснениям еще во времена царских династий, исповедовавших зороастризм, маги с наступлением ислама выработали свой особый символический язык, понятный только им, и нарекли себя суфиями. От перемены внешней вывески суть эзотерического знания не изменилась. Подобно зерванитам в зороастрийские времена, суфии стали мистическим крылом ислама, продолжив традицию изучения космоса и человека посредством астрологии и практик саморегуляции.

Четыре уровня познания окружающей действительности в суфийской натурфилософии – продолжение философской традиции зерванизма, основанной на диалектическом единстве четырех форм времени, четырех стихий, четырех направлений пространства. Четыре – священное число последователей тайного учения о Зерване, выделявших вечность как четвертую и высшую форму времени, проявляющую качества абсолюта – безграничного Зервана Акарана, в котором берут своё начало прошлое, настоящее и будущее – три формы ограниченно существующего Зервана Даргахвадата (времени долгого правления).

Низшая форма познания посредством органов чувств и разума связана с настоящим временем, поскольку дает возможность делать выводы относительно окружающей действительности здесь и сейчас. Из стихий этой форме сознания соответствует самый тяжелый элемент – земля (твердое состояние материи), из сторон света – Юг.

Второй уровень познания мира (посредством интуиции), доступный поэтам, музыкантам и художникам, связан с прошлым временем, воспоминаниями и впечатлениями от пережитого. Стихия, связанная с эмоциональной сферой – вода (жидкое состояние материи), а направление сторон света – Запад.

Третий (пророческий) уровень сознания, доступный лишь очень малому числу людей, пробудившихся от духовного сна, разумеется, соответствует будущему. Из сторон света этой форме познания соответствует Восток, а из четырех стихий – воздух (газообразное, подвижное состояние вещества).

Высшая форма познания – Божественное откровение – соотносится с вечностью и неоскверненной стихией огня (плазменным состоянием вещества). Север хранит в себе эманации вечности, открывающей свои бесконечные горизонты лишь настоящим магам. С Севера материка пришло и распространилось по всему континенту учение Ариев, основанное на признании первостепенности времени и пространства как необходимых условий для возникновения проявленного мира.

Суфии, переложив на образный язык поэзии древние зерванитские представления о природе вещей, создали весьма своеобразное учение, просуществовавшее как мистическое направление ислама более 10 веков.

About С.А.Кравченко