Прекогнитив (prekognitiv), прекогниция, прекогнитология

Изображение пользователя С.А.Кравченко

ПРЕКОГНИТИВ

Прекогнитив (prekognitiv) – человек, познающий что-либо наперед, накануне того, как предмет, событие или мысль становятся доступны кому-либо для мышления или восприятия органами чувств.

Можно рассмотреть и следующие варианты: прекогнит, прекогнитолог (специалист в прекогнитологии), прекогнитивист (сторонник прекогнитологии), прекогницист (?), прекогнитист (?).

Мы можем взять это понятие для Совместной работы, как наиболее, на мой взгляд, подходящее. Для научных исследований феномена предвидения будущего не подходят такие понятия, как провидец, пророк, предсказатель, экстрасенс, ясновидец и т. п., так как они несут в себе те дополнительные смыслы, которые они приобрели в истории и которые выходят за рамки научного метода познании.
Ниже приведены материалы, которые помогли мне сформулировать это так давно искомое понятие.

 

ПРЕКОГНИЦИЯ И КОГНИЦИЯ

Есть ряд определений понятия «прекогниция»

1. Прекогниция - у раннехристианских писателей (Боэций, Амброзий) - ”врожденное знание”, в оккультизме - предзнание, проскопия.
2. Прекогниция - в одном значении - это умение узнавать будущие мысли человека - проскопическая телепатия, в другом - это предсказания, способность к пророчеству, предвидению будущего - проскопическое ясновидение.
3. Прекогниция - гипотетическая паранормальная способность получать знание о будущих событиях. Этот термин не используется для обозначения хорошо аргументированных логических выводов и предсказаний, сделанных на основе актуального знания.
4. Прекогни́ция (предзна́ние; лат. praecognitio, из prae- — пред- и cognitioпредставление, знание; часто отождествляется с проскопией) — форма экстрасенсорного восприятия; гипотетическая паранормальная способность получать знание о будущих событиях, не тождественная способности к логическим выводам и предсказаниям на основе актуального знания

Иногда понятие «прекогниция» считают синонимом понятия «предвидение»:

1. Предвидение (проскопия, прекогниция) - 1) способность человека получать информацию о событиях или свойствах каких-либо предметов, процессов или явлений раньше, чем эти события произошли или свойства проявились; 2) знание о будущем, то есть о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития; 3) предвидение научное - определение на основе научных данных предстоящего хода событий в природе или обществе или результатов предпринимаемой практической деятельности.
2. Прекогниция (предвидение) - свойство человеческого организма, наделенного экстрасенсорными способностями видеть или каким-либо образом чувствовать события еще не состоявшегося будущего. В результате прекогниции человек (оператор) способен получать информацию о событиях, которые будут происходить не только в данном конкретно месте, но и на большом расстоянии от себя.
3. Прекогниция - знание чего-то наперед (лат. рга - вперед), предвидение определенных будущих событий, познание будущих событий, которые не ожидались и заранее не программировались. Особая сложность этого феномена для мышления состоит в том, что причинность (каузальность, лат. causa - причина, связь между причиной и действием) устраняется, если опыт предшествует возбуждению.

Если учесть, что в состоянии сна или другом измененном состоянии сознания (ИСС), когда мы свое тело не чувствуем, мы более предрасположены к прекогнициям, то понятие «организм» из определения следует убрать. В результате получаем следующее определение.

Прекогниция – свойство человека воспринимать события будущего.

Приведем ряд определений понятия «когниция» с целью более детально разобраться в понятии «прекогниция».

  1. Когниция (от лат. cognitio) - знание, познание. Когнитивный – соответствующий когниции, или познанию, познаваемый.
  2. Когниция - процесс, с помощью которого происходит обработка информации (например, восприятие, внимание, память).
  3. Когниция (лат. cognitio — знание, познание) — мысли, вербальные единицы в потоке сознания, чистая информация о реальности.
  4. Когниция - получение или приобретение знаний, их использование, овладение множеством разных практических навыков и умений; когниция связана со всеми процессами, посредством которых сенсорные данные на входе трансформируются, свертываются и развертываются, уточняются и развиваются, хранятся и используются. Когниция - это манипуляции со знаниями, работа с информацией.

На основании этих определений можно уточнить и определение понятия «прекогниция».

Прекогниция – это получение или приобретение знаний о будущем, их использование, овладение множеством разных практических навыков и умений; прекогниция связана со всеми процессами, посредством которых экстрасенсорные данные на входе трансформируются, свертываются и развертываются, уточняются и развиваются, хранятся и используются. Прекогниция - это манипуляции со знаниями о будущем, работа с информацией, которая связана с будущим.

 

КОГНИТОЛОГИЯ И ПРЕКОГНИТОЛОГИЯ

Когнитология (когнитивная наука) (лат. cognitio — познание + греч. logos — учение) — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.
Когнитология — наука о знаниях; система методов и приемов получения, обработки, хранения и использования человеческого знания. В такое определение можно включить и прекогниции
Когнитология — учение, исследующее процесс познания, что неминуемо включает и прекогнитивные процессы.
Когнитология — наука о закономерностях формирования и использования совокупного интеллектуального потенциала общества. Процессы предвосхищения событий будущего должны быть включены в когнитологию

Теперь можно сформулировать и понятие «прекогнитология».
Прекогнитология - междисциплинарное научное направление, объединяющее ….

Если мы объясним механизмы, лежащие в основании не только когниций, но и прекогниций, то сможем «разгадать и загадку разума», то есть описать и объяснить процессы в мозгу человека, ответственные за высшую нервную деятельность человека. Это позволит создать системы так называемого сильного искусственного интеллекта, который будет обладать способностями к самостоятельному обучению, творчеству, свободному общению с человеком.

КОГНИТИВИСТИКА

КОГНИТИВИСТИКА - название для группы дисциплин, изучающих человеческое мышление. Термин относится к объединению наук; это общий термин, включающий множество ранее несопоставимых подходов, таких как когнитивная психология, гносеология, лингвистика, компьютерные науки, теории искусственного интеллекта, математика и нейропсихология.
КОГНИТИВИСТИКА [< англ. cognitiv - познавательный < лат. cognitio - восприятие, познание] - наука о мышлении и познании, изучающая и моделирующая принципы организации и функционирования естественных и искусственных систем.
НОЕТИКА [гр. noetikos - умственный, интеллектуальный] - область науки, занимающаяся изучением связи языка и мышления, интеллектуальной деятельности.

Естественно возникает вопрос: какая наука может заниматься изучением связи мышления и символов?
Возможно ли понятие «Прекогнитивистика»?

КОГНИТИВНОСТЬ И ПРЕКОГНИТИВНОСТЬ

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и, особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.
Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.
Когнитивность как “разум” означает “способность думать, объяснять, обосновывать действия, идеи и гипотезы”.

Когнитивность в господствующих направлениях психологии.
Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Метакогнитивность - личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности.

Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями. Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, стараясь понять, каким образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, и каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы.

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism). Если же предположить, что может существовать и школа, изучающая предмышление с позиции прекогнитивности, то ее можно было бы назвать «школой прекогнитивизма».

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг. Вероятно, что прекогнитивный подход может быть естественным развитием когнитивного.

Сформулируем понятия «прекогнитивность» и «метапрекогнитивность».
Прекогнитивность - способность к умственному восприятию и переработке информации, связанной с событиями и процессами будущего. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и, особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) и «состояний сознания» в терминах обработки информации.
Метапрекогнитивность - личностные способности к «осознанию» стратегий и методов прекогнитивности.

 

КОГНИТИВНЫЕ И ПРЕКОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Когнитивные технологии - информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека. Когнитивные технологии развивают воображение и ассоциативное мышление человека.

Прекогнитивные технологии относятся также к технологиям информационным, ориентируясь на развитие как интеллектуальных, так и моральных способностей человека. Прекогнитивные технологии, помимо развития психических функций человека, способствуют и его целостному развитию.

Сегодня, в условиях роста объема необходимой для обработки информации, ее нечеткости, сокращения времени для принятия решения и т.п. традиционные подходы к решению многих управленческих задач оказываются бессильными. И здесь на первый план выходят новые направления, к которым, относятся не только когнитивные, но и прекогнитивные технологии. Они наиболее выигрышны как раз при описании слабоструктурированных систем, характеризующихся многоаспектностью происходящих в них процессов, отсутствием достаточной количественной информации об их динамике и их нечеткостью, изменчивостью характера процессов во времени и т. д. Приходится иметь дело с технологизацией таких мыслительных процессов, как интуиция, опыт, ассоциативность мышления, догадка, предвидение.

Можно предречь когнитивным и прекогнитивным технологиям в ближайшем будущем гораздо большую популярность в мире, нежели сегодня имеют нанотехнологии.
Поговорка «Кто владеет информацией – тот правит миром», сегодня устарела. На ее место, приходит новый закон: «Кто умеет систематизировать информацию о настоящем, прошедшем и будущем, и из нее получать знания, тот правит миром!»

Статья находится в разработке. С.А.Кравченко. 6 ноября 2010 г.

Комментарии

Изображение пользователя Mirzaev

Комментируем

Я почитал статью. Полностью согласен с настроем и тональностью. Кроме того, абсолютно разделяю системность подхода в рассмотрении термина. Когнитивность взятая за основу - нормально. Шире захватим - дальше проедем :) Теперь о конкретных определениях.

"Прекогнит" мне кажется ближе к атмосфере самой темы. Не -ист, не -висти, а именно прекогнит. Практик предосхищения, пророчествования. Появится и прекогнитивист, когда прекогнит даст материал для анализа - ясный, достоверный, недвусмысленный. Определение прекогниции (свойство человека воспринимать события будущего) - краткое и достаточное емкое. Тоже пойдет. На сегодня.

Развернутое определение несколько, как я думаю, размыто, но практические результаты поправят дело. Прекогнитология. ???? Междисциплинарное научное направление, объединяющее нейрофизиологию (в экспериментальном плане), темпорологию, гносеологию, философскую антропологию, психологию с цель исследования природы восприятия и познания событий будущего и анализа воспринятого материала ??????? Понятие прекогнитивистики, как мне кажется может органично вписаться в ряд когнитивистики, тем самым расширив ее границы.

Вобщем начало положено. Есть о чем говорить и что корректировать. Просьба к участникам Центра высказываться.

Е.Т.Мирзаев

About С.А.Кравченко