Прекогнитивная символдрама

Изображение пользователя С.А.Кравченко

Окно в будущее. Фото С.А.КравченкоАнализируя технику сеанса психотерапии по методу символдрамы, я пришел к идее подстроить символдраму под задачи экспертного предвидения будущего. Как это можно сделать?

Эксперту в исследуемой сфере (или целой группе экспертов) после достижения состояния расслабления, что является измененным состоянием сознания (ИСС), необходимо предложить представить не стандартные мотивы символдрамы или свободно любые образы, а будущее того объекта, который интересует исследователей. Здесь я делаю акцент, что в сеансах такой прекогнитивной символдрамы участвуют не случайные люди, а только эксперты исследуемой сферы деятельности, обладающие развитым образным мышлением и склонные к интуитивной деятельности.

Представляя образы, эксперт рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» эксперта в его путешествии в будущее и, если необходимо, направляет его течение в соответствии со стратегией исследования будущего.

Психотерапевт следит за ходом постижения будущего, обеспечивая наиболее полное и глубокое познания вероятного будущего, сводя до минимума суггестивное воздействие.

Психотерапия по методу символдрамы проводится в индивидуальной и групповой форме, что подсказывает нам и формы работы с экспертами.

Классическим, является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии. В прекогнитивной символдраме пациенту-эксперту предлагается тема исследуемого предмета в будущем. В качестве основных мотивов символдрамы Х. Лёйнер предлагает лес, дом и подобные, а нам надо предлагать объекты предвидения будущего.

Символдрама ориентирована скорее на эмоционально-образные переживания, чем на чисто рациональное переживание, решая психологические конфликты личности. Прекогнитивная символдрама также ориентирована на эмоционально-образное переживание, но предполагаемого будущего, что в свою очередь в дальнейшем нуждается в рациональном истолковании пережитого экспертами в ИСС.

Несмотря на кажущиеся преимущества прекогнитивной символдрамы, в ней есть и значительные недостатки. Основной из них в следующем: есть сомнение, что это все сработает, так как предвидение будущего любого объекта, как мне представляется, невозможно в любой момент времени. Более вероятно то, что эксперты в экспериментальных ИСС не смогут видеть будущее на заказ, а будут только иногда видеть то будущее, которое в настоящий момент наиболее значимо для низ самих. Вместе с этим, есть некоторая уверенность, что практические исследования в этом направлении могут дать интересные и важные результаты.

Если мне не изменяет память, что-то в этом роде практиковал в своем институте в свое время в 90-е годы Георгий Георгиевич Рогозин.

Прекогнитивная символдрама может быть одной из тех частей практической проверки способности человека к интуитивному предвидению будущего, которая планируется в Совместной работе сотрудников Центра предвосхищения.

Комментарии

Изображение пользователя В.А.Поликарпов

Стоп! Только не символдрама.

Стоп! Только не символдрама. Во-первых, у этого бренда есть собственники и придётся договариваться с ними. Кстати, официальное название кататимно-имагинативная психотерапия. Во-вторых, зачем? Это не совсем то. Я привёл лишь её в пример. Есть много других имагинативных техник. То есть техник, основанных на использовании активного воображения. (Так называется воображение, которое развивается само по себе, без участия субъекта: воображение активно, а субъект пассивен).

Я, если Вам это интересно, давно разработал и использую такую систему. Вы правильно говорите, не известно чьё будущее увидит провидец? Эта задача решается просто. Я утверждаю, что ассоциированный наблюдатель может увидеть чьё-то будущее лишь в том случае, когда и он и актор (действующий субъект, тот чьё будущее предсказывают) и объект помещены в одном месте. Я использую для обозначения этого места термин "фрейм". Роль наблюдателя особенная. Именно он используется для получения обратной связи и (обо всём этом я уже писал, а сейчас напишу то, чего ещё не говорил) именно он используется для воздействия на аттрактор.

Я делаю это так. Сначала, с помощью специальной методики проникаю в один фрейм с актором. Это может быть метод Дюльферта, или подстройка по методу НЛП, причём здесь подстройка к позе и движению лишь условие главного - подстройки к дыханию, чем достигается ведение (именно ведение -- это не ошибка), или особенно одарённый человек делает это, т.е. проникает во фрейм актора (есть ещё приёмы, но об этом позже), потом освобождаю сознание, для этого тоже есть специальные техники, потом жду образ, который появится, потом (тут важно его заметить и запомнить) интерпретирую его по методу пиктограммы. Обсуждая его с клиентом, вписывая в контекст его жизненной ситуации я делаю его (образ) понятным. Сам клиент делает вывод. Я не веду. Мой метод в этом обсуждении - майевтика, в том варианте, в каком его применяют в Dasein-анализе (это направление в психотерапии, разработанное Медардом Боссом и Людвигом Бинсвангером, а майевтика -- способ задавать вопросы, разработанный Сократом).

И так, я лишь помогаю рождению правильного понимания (мысли) у клиента. Всего четыре шага. Последний - выработка вместе с клиентом рекомендаций. Всё это я хочу подробно описать на своём блоге, но для этого нужно остановиться и сосредоточиться. Хочу предложить мой метод и, полученный им, опыт для обсуждения. Мало по малу, я раскрою все детали, кроме тех, которые связаны с тем, что я называю порожающее предвидение. (Наведение порчи, говоря простым русским языком. Тем более, что это как всегда проще всего).

Владимир Алексеевич ПОЛИКАРПОВ

About С.А.Кравченко