ПРОРОКИ (Пушкина, Лермонтова и Гумилева)

Изображение пользователя В.Ю.Емельянов

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
"Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей."
 
……… С тех пор как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, — даром Божьей пищи.
Завет Предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная,
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, — хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него,
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
 
……….. И ныне есть еще пророки,
Хотя упали алтари.
Их очи ясны и глубоки
Грядущим пламенем зари.
Но им так чужд призыв победный,
Их давит власть бездонных слов,
Они запуганы и бледны
В громадах каменных домов.
И иногда в печали бурной
Пророк, не признанный у нас,
Подъемлет к небу взор лазурный
Своих лучистых, ясных глаз.
Он говорит, что он безумный,
Но что душа его свята,
Что он, в печали многодумной,
Увидел светлый лик Христа.
Мечты Господни многооки,
Рука Дающего щедра,
И есть еще, как он, пророки –
Святые рыцари добра.
Он говорит, что мир не страшен,
Что он Зари Грядущей князь…
Но только духи темных башен
Те речи слушают, смеясь.
 
Пушкин-Лермонтов-Гумилев

Изображение пользователя С.А.Кравченко

Три времени

У Пушкина пророк просто представлен как Глас Господний.
У Лермонтова - пророк уже обременен социальной проблемой непонимания и презрения!
У Гумилева над пророком смеются даже духи темных башен, но он предрекает, что пророк - Зари Грядущей князь!
Три поэта отражают три времени, три отношения к пророками. Верю в пророчество Гумилева!
 

Изображение пользователя В.Ю.Емельянов

Пророк Не говори: "Забыл он

Пророк

Не говори: "Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!.."
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
"Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!"

Так мыслит он - и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь ему нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна...

Его еще покамест не распяли,
Но час придет - он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

(Август 1874)Н.А.Некрасов

Вадим Юрьевич ЕМЕЛЬЯНОВ

Изображение пользователя В.Ю.Емельянов

Пророчество В.К.Кюхельбекера

Глагол господень был ко мне
За цепью гор на бреге Кира:
«Ты дни влачишь в мертвящем сне;
В объятьях леностного мира:
На то ль тебе я пламень дал
И силу воздвигать народы? -
Восстань, певец, пророк Свободы!
Вспрянь, возвести, что я вещал!
Никто - но я воззвал Элладу;
Железный разломил ярем:
Душа её не дастся аду;
Она очистится мечем,
И, искушённая в горниле,
Она воскреснет предо мной:
Её подымет смертный бой;
Она возблещет в новой силе!»
Беснуясь, варвары текут;
Огня и крови льются реки;
На страшный и священный труд
Помчались радостные греки;
Младенец обнажает меч,
С мужами жёны ополчились,
И мужи в львов преобразились
Среди пожаров, казней, сеч!
Костьми усеялося море,
Судов могущий сонм исчез:
Главу вздымая до небес.
Грядёт на Византию горе!
Приспели грозные часы:
Подёрнет грады запустенье;
Не примет трупов погребенье,
И брань за них подымут псы!
Напрасны будут все крамолы;
Святая сила победит!
Бог зыблет и громит престолы;
Он правых, он свободных щит! -
Меня не он ли наполняет
И проясняет тусклый взор?
Се предо мной мгновенно тает
Утёсов ряд твердынь и гор!
Блестит кровавая денница;
В полях волнуется туман:
Лежит в осаде Триполицца
И бодр, не дремлет верный стан!
Священный пастырь к богу брани
Воздел трепещущие длани;
В живых молитвах и слезах
Кругом вся рать простёрлась в прах.
С бойниц неверный им смеётся,
Злодей подъемлет их на смех:
Но Кара в облаках несётся;
Отяжелел Османов грех!
Воспрянул старец вдохновенный,
Булат в деснице, в шуйце крест:
Он вмиг взлетел на вражьи стены;
Огонь и дым и гром окрест!
Кровь отомстилась убиенных
Детей и дев, сирот и вдов!
Нет в страшном граде пощаженных:
Всех, всех глотает смертный ров! -
И се вам знаменье Спасенья,
Народы! - близок, близок час:
Сам Саваоф стоит за вас!
Восходит солнце обновленья!
Но ты, коварный Альбион,
Бессмертным избранный когда-то,
Своим ты богом назвал злато:
Всесильный сокрушит твой трон!
За злобных тайный ты воитель!
Но будет послан ангел-мститель;
Судьбы ты страшной не минёшь:
Ты день рожденья проклянёшь!
Тебя замучают владыки;
И чад твоих наляжет страх;
Во все рассыплешься языки,
Как вихрем восхищённый прах.
Народов чуждых песнью будешь
И притчею твоих врагов,
И имя славное забудешь
Среди бичей, среди оков!
А я - и в ссылке, и в темнице
Глагол господень возвещу:
О боже, я в твоей деснице!
Я слов твоих не умолчу! -
Как буря по полю несётся,
Так в мире мой раздастся глас
И в слухе Сильных отзовётся:
Тобой сочтён мой каждый влас!

Вадим Юрьевич ЕМЕЛЬЯНОВ

Изображение пользователя В.Ю.Емельянов

Гамаюн, птица вещая. А.Блок

На глядях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста запекшиеся кровью!..

Вадим Юрьевич ЕМЕЛЬЯНОВ

Изображение пользователя В.Ю.Емельянов

Отношение Пророка и Бога у Саади

Отношение Пророка и Бога у Саади Ширази, жившего за 600 лет до Пушкина
... Избранники скакали в эти дали
И — друг за другом — все в пути отстали.
Конь никогда к той цели не домчит,
Отважнейшие там бросали щит.
А пред достигшим света откровенья
Захлопывались двери возвращенья.
Тот, кто из чаши откровенья пьет,
С вином познанья и забвенье пьет.
Кто предстоит— тому глаза зашили,
А кто глядит — тот падает без крылий...
Никто не знает, где Карунов клад;
Кто отыскал — тот не пришел назад.
И я погиб в кровавом этом море
Без кормчего — в бушующем просторе!
Коль хочешь ты весь мир земной пройти,
Ищи коня — надежного в пути.
Гляди в зерцало сердца неизменно
И свой совершенствуй постепенно.
На страдной той стезе благослови
Благоуханье истинной любви.
И, жаждою познанья опаленный,
Ты воспаришь — любовью окрыленный,
И солнце вечной истины взойдет
И мгл у завес, обманных раздерет.
Туда, туда гони коня прозренья,
Покамест «стой!» — не скажет изумленье.
Сей путь проложен пастырем самим!
И горе тем, кто не пошел за ним.
И тем, что с полдороги возвратились.
Они во тьме глубокой заблудились.
Кто путь посланца бога покидал,
Тот цели никогда не достигал.
О Саади, путь к истине высокой
Лишь на стезе сияющей пророка!

Вадим Юрьевич ЕМЕЛЬЯНОВ

Изображение пользователя С.А.Кравченко

Продолжение из книги "Бустан" Саади

...

Восхваление пророка, да благословит его аллах

Великодушен — разумом высок

Заступник человечества — пророк,

Имам избранников, в долине праха

Для нас наместник истинный аллаха,

Защитник тварей, светоч бытия

И на суде последнем — судия.

По образу его был сотворен

Небесный свод, где свет его зажжен.

Великодушный, верных повелитель,

Свершитель благ, великий победитель —

Хоть в мире сиротой он бедным рос,

Но в мир он мудрость высшую принес.

Когда он веры правой вынул меч,

Сумел он месяц пополам рассечь.

Лишь прозвучало благовестья слово,

Как в бурю, рухнул кров и трон Хосрова.

Пророк великий идолов разбил,

Во имя веры Уззу сокрушил,

И в прах разбил и ниспровергнул Лата,

И упразднил он славу Таурата.

Однажды ночью на коня он сел

И в высоту небесную взлетел

Так быстро дивный конь понес пророка,

Что Джабраил в пути отстал далеко.

Хоть Мухаммед взывал: «Не отставай!

На полпути меня не покидай!

Я помощи твоей был удостоен,

Так не бросай меня, небесный воин!»

Нельзя мне выше, — молвил Джабраил, —

И не осталось в крыльях больше сил.

Для нас запретно огненное небо,

И вмиг оно спалило крылья мне бы!»

Заложникам греха — надежду нам

Так вечно посылаешь ты, имам!

Воспеть тебя достойно не сумею.

Мир да почиет над главой твоею,

И пусть прославит ангелов хвала

Твоих святых сподвижников дела!

Да славится Бу-Бакр — мюрид твой старый,

Да славятся деяния Омара.

Премудрый да прославится Осман,

И твой Али , и весь твой ратный стан.

То — избранных столпа твои четыре,

И Фатимы права бессмертны в мире.

Я за полу избранника держусь,

От послушания не отрешусь.

О снизойди! Не будет в этом даре

Тебе урона здесь — в чертоге тварей.

Ведь в доме блага краткие лишь дни

Гостят, как прихлебатели, они.

Ты благодатью высшей озарился,

Сам Джабраил перед тобой склонился.

Из глины и воды рожден Адам,

Лишь ты по воле божьей послан нам.

Суть бытия ты с самого начала,

И все тобой живет, что после стало.

Превыше ты всего, что я сказать

Могу в словах... В тебе лишь — благодать.

Тебя «Лавлак» достойно восхваляет,

«Йасин» твоею славою сияет.

Что к ним я — Саади — прибавить мог?

Благословенье — мир тебе, пророк!

 
Источник -http://sbiblio.com/biblio/archive/saadi_bustan/00.aspx


Для справки:
 
Муха́ммед, Моха́ммед 20 (22) апреля 571 года, Мекка — 8 июня 632, Медина) — арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии; согласно исламскому учению Мухаммеду Бог ниспослал своё священное писание — Коран. Также Мухаммед был политическим деятелем, основателем и главой мусульманской общины (уммы), которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове.

В исламе имени уделяется большое сакральное значение. Имя «Мухаммед» значит «Восхваляемый», «Достойный хвалы». В Коране он называется по имени всего четыре раза, но называется также пророком (ан-Наби), вестником (Расул), слугой Бога (Абд), вестником (Башир), предупредителем (Назыр), напоминателем (Музаккир), свидетелем (Шахид), воззвавшим к Богу (Да’и) и др. Согласно мусульманской традиции, после произношения или написания имени пророка Мухаммеда, всегда говорится «Салла-л-Ла́ху ала́йхи ва саллам» (араб. صلى الله عليه وسلم‎‎) — то есть «Благословит его Аллах и приветствует».

Полное имя Мухаммеда включает имена всех его известных предков по прямой мужской линии начиная от Адама, а также содержит кунью по имени его сына Касима (это имя значит «Делящий»; при жизни Мухаммеда никто не мог называть своего сына Касим, так как эта кунья была закреплена за Мухаммедом). Полностью имя пророка Мухаммеда выглядит так: Абу аль-Касим Мухаммад ибн ‘Абд Аллах ибн Абд аль-Мутталиб (имя Абд аль-Мутталиба — Шайба) ибн Хашим (имя Хашима — Амр) ибн Абд Манаф (имя Абд Манафа — аль-Мугира) ибн Кусаййа ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луаййа ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн Ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик (имя Мудрики — Амир) ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мадд ибн Аднан ибн Адад (произносят также — Удад) ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайрах ибн Иаруб ибн Йашджуб ибн Набит ибн Исмаил ибн Ибрахим (Халиль ар-Рахман) ибн Тарих (это Азар) ибн Нахур ибн Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух (это, как утверждают, пророк Идрис) ибн Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн Шит ибн Адам.

Внешность

Будучи потомком пророка Исмаила (арабом-аднанитом), пророк Мухаммед отличался от других арабов более светлым цветом кожи. По свидетельству современников, пророк Мухаммед был широкоплеч, рост у него был средний, кисти рук и ступни крупные. Борода у пророка Мухаммеда была густая, рот и глаза большие. Между лопатками находилась печать пророчества в виде рельефного треугольника. У него были длинные ресницы, изогнутые брови, соединенные у лба, и длинная шея.
Великий исламский историк и богослов Абу Джафар Мухаммад ат-Табари в своей книге «Всеобщая история» привёл следующее описание внешности пророка.

«Он был среднего роста: ни высоким, ни низким. Лицо у него было розовато-белое, глаза — тёмные, волосы — густые, блестящие, очень красивые. Лицо обрамляла борода. Длинные волосы ниспадали на плечи. Цветом они были чёрные… Походка у него была столь живой, что казалось, с каждым шагом он отрывается от земли, и вместе с тем движения его были столь легки, словно он не касался её. Однако в походке его не было гордости, присущей сильным мира сего. В лице его было столько доброты, что нельзя было отвести глаз. Голодным было достаточно взглянуть на него, как они тотчас забывали о пище. Страдальцы забывали при нём о своих бедах, очарованные мягкостью его черт и его речи. Все видевшие его были единодушны в том, что никогда, ни раньше, ни позже, не встречали человека, беседа с которым была бы столь приятна. Нос у него был прямой, зубы редкие. Временами волосы свободно ниспадали у него с головы, иногда он завязывал их в два или в четыре пучка. К 62 годам у него практически не было седых волос…»

Пророк Мухаммед любил носить одежду белого цвета, в основном это были длинные рубашки (аль-камис) и полосатые йеменские плащи (аль-хибара), а также чалма и изар, оборачиваемый вокруг бёдер и доходивший до середины голени. На руке у него было серебряное кольцо с надписью «Мухаммед — Посланник Аллаха». Он был чистоплотен, часто наносил на своё тело благовония и чистил зубы мисваком. Голос пророка Мухаммеда был немного хриплым, говорил он красноречиво, коротко и ясно, иногда повторяя какую-нибудь фразу трижды для того, чтобы люди смогли точно запомнить его слова. Он часто улыбался, а иногда смеялся так, что были видны его коренные зубы.

Ислам, помимо Мухаммеда, признаёт также и других пророков (есть версии о том, что их было 124 тысячи, есть версии, что их было 224 тысячи), но при этом оговаривает, что Мухаммед является не просто одним из пророков, а является последним в цепи всех посланников и пророков. Кроме того, он послан не к отдельному городу, селу, народу, как это было со всеми остальными посланниками (в том числе и Исой — Иисусом), а ко всем людям на земле. Его шариат (то есть комплекс морально-нравственных и религиозно-юридических правил и принципов), согласно учению ислама, будет действителен до Судного Дня. Все остальные шариаты, с которыми приходили пророки, утратили свою силу (все они носили временный характер). Таким образом, мусульмане, принимая такие Священные Писания, как Тора и Евангелие, не признают их законы действующими, а кроме того указывают на то, что они впоследствии были искажены людьми.

Мухаммед занимает самое высокое положение среди пророков (поэтому один из его эпитетов — Господин Пророков). Согласно исламу, вера в пророческую миссию Мухаммеда является обязательной для всех людей, в том числе и для христиан и иудеев, которые должны были последовать его призыву и принять последний шариат.

Мухаммед принадлежал к племени курайш. Притесняемый мекканцами-язычниками, в 622 году он переселился из Мекки в Ясриб, который после этого стал называться Мединой (эта дата — хиджра (переезд) — является началом мусульманского календаря), а затем вместе со своими приверженцами завоевал Мекку. К моменту смерти Мухаммеда в 632 году в ислам был обращён уже весь Аравийский полуостров, а вскоре после смерти пророка его преемники («наместники», халифы) завоевали обширные территории азиатских и африканских владений Византийской империи, частично Европу, распространяя ислам, арабскую культуру и язык, а впоследствии также и накопленные (в том числе античной цивилизацией) научные знания, которые оказали непосредственное влияние на развитие науки в целом; данное культурно-языковое и религиозное пространство сохраняется, за исключением Европы, до настоящего времени.

Мухаммед называется также Печатью Пророков, Господином Пророков и Пророком Судного часа. В иман мусульманина входит убеждение о том, что Мухаммед является посланником Бога наряду с другими пророками (это зафиксировано в исламском символе веры — Шахаде) и является последним пророком. 

Источник -http://ru.wikipedia.org/wiki/Мухаммад#cite_note-3

 

Джабраил, Джибриль (араб. جبريل‎‎) — один из четырех особо приближенных к Аллаху ангелов-мукаррабун, аналог библейскому архангелу Гавриилу.

Внешность 

Аллах подчёркивает силу, верность и способность Джабраила справиться с возложенной на него миссией. В достоверном хадисе пророка Мухаммада рассказывается об облике, в котором был сотворён ангел Джабраил: «…он спускался с неба и был настолько велик, что заслонял все пространство между небом и землей». Чаще всего он являлся к пророкам и праведникам в образе мужчины.

Джабраил и пророки

На Джабраила была возложена миссия передачи откровения пророкам.
С ангелом Джабраилом наяву могли беседовать только пророки (расулы), (по некоторым данным, в том числе в хадисах) видеть его во очи могли многие люди бывшие в окружении пророка, но узнавали они о нем гораздо позже уже в момент беседы с пророком задавая ему вопросы о том кто был этот человек и почему он задавал вопросы или спрашивал с пророка, и лишь избранные Аллахом видели его во сне.

Источник -http://ru.wikipedia.org/wiki/Джибриль

About В.Ю.Емельянов