Ночной кошмар или сценарий социального развития?

Изображение пользователя С.А.Кравченко

Ночной кошмат или сценарий социального развития?Путь

Веду за собой группу людей. Видимо, я Главный. Среди них мои родные, знакомые и близкие мне люди. Мы идем по полуразрушенному храму. Слева - высокие колоны с белого мрамора. Справа – стена. Путь плавно изгибается, и я не вижу того, что дальше. Вдруг, навстречу нам с лаем выскакивает небольшая собачонка темного неопределенного цвета. Легко отогнав ее, я сталкиваюсь с бойцовской собакой покрупнее, которая норовит мне что-то откусить. Достаю длинный тонкий нож и, защищаясь, безуспешно пытаюсь несколько раз ударить ее под челюсть, когда она приближается совсем близко. Жена возмущена моей жестокостью.
Справившись как-то с собакой, я продолжаю вести людей вглубь храмового комплекса, надеясь, видимо, найти там место отдыха душе и телу. А так как у меня роль Главного, то я должен куда-то людей вести, если у них нет достаточно хорошего места под солнцем. Более того, мое ведение должно иметь уверенный вид даже тогда, когда я вижу, что идти уже больше некуда.
Острые шпили уцелевших каменных храмов высятся над серым городом. Внутри – огромный пустынный зал с резными колонами более обхвата. В его дальней части зияет небо и от этого там светлее. В темном углу справа обосновалась группа сомнительных людей со своим молчаливым Лидером. Он плохо одет и, сделав в нашем направлении несколько шагов, остановился с недобрыми намерениями. Между нами сразу возникло молчаливое понимание, кто из нас есть кто. В центре зала танцует вальс без музыки странная парочка. Тренированный Блондин с всклокоченными волосами и в черной кожаной жилетке на голое тело недобро смеется, глядя на меня и на тех людей, что пришли со мной. Его партнерша – невыразительная особа в черной сетчатой одежде жрицы любви – полностью подчинена ему.

Западня

Понимая, что попали в неблагоприятную обстановку, мы проходим мимо танцующей парочки в ту часть зала, которая открыта небу. Здесь расположена бухгалтерия, которая принимает деньги за оказанные услуги данного заведения. Блондин увязался за нами, и чтобы он ничего не успел предпринять, я решил взять его поведение под свой контроль. Я предположил, что этот человек в данном сообществе отличается задиристым и мало управляемым характером. Плюс к этому он старается быть модником и даже чистюлей, насколько это возможно. Таким образом, можно было предположить, что в нем не удовлетворен инстинкт Танатоса (смерти), инстинкт разрушения жизни, и вместе с этим он стремился вызывать восхищение у всех женщин, даже падших, своим телом и одеждой.

- Тебе надо в армию. Там обмундирование меняют еженедельно и на танке ты сможешь такие дела воротить, что здесь и не снилось. Например, поехать на охоту, заскочить в деревню за водкой и разворотить там пару домов, а заодно - и местный клуб. Когда ты за рычагами танка, то можешь все, и это вызывает восхищение у тех, кто без него.
От моих слов он приостановился и с восхищением вытаращил глаза. Потом немного засомневался относительно того, что в армии меняют каждую неделю обмундирование. Но я сумел доказать ему это, и после разговора он уже нам не досаждал, так как был полностью охвачен мечтой о новой жизни.

Услуги

Бухгалтерия сидела в специально построенном тесном закутке. Открытая дверь занимала всю стену. Стол молоденькой кассирши чуть ли не вываливался с этого закутка в зал, где мы стояли.
Так оказалось, что куда-то растворились почти все люди, которые пришли за мной. У двери бухгалтерии осталась только жена и дочь лет десяти. Цены на услуги заведения оказались столь высокими, что нам хватило только на небольшой кусок хлеба, который мы должны были съесть тут же в столовке, которая была в таком же закутке рядом с бухгалтерией. Я откусил часть хлеба и отдал его дочери. Она села за столик и стала есть. Жена что-то пыталась спорить с молоденькой кассиршей.
Я понимал, что мы в безвыходной ситуации и что цены здесь диктует Лидер. Более того, было такое ощущение, что мы попали в тюрьму. Шли в храм, а попали в тюрьму.

Заложник

Лидер ради потехи согласился с моим предложением устроить охоту на беглых. Такими беглыми должна была быть моя жена и дочь. Их выпустили за пределы храма-тюрьмы. Я как заложник остался у входа. Огромная сеть должна была накрыть убегающих прямо на узкой улочке, которая шла вдоль храмового комплекса. Но я знал, что плохая подготовка и запутанная сеть сделают свое дело и жена с дочерью смогут убежать. Я был недалеко от входа и видел, как неумело набрасывали сеть на улицу, по которой убегали мои родные. Более того с ними сбежала и та женщина, которая должна была подстраховывать охоту на беглых, и, в случае оплошности охотников, вернуть убегающих. Возможно, она была мной подкуплена. Или жена смогла с ней установить дружественные отношения. Или еще что-то или кто-то был на нашей стороне, но Они вместе убежали в сумрачный и безлюдный город.
В этой тюрьме люди жили по двойным стандартам. Когда мы попали в нее, я поддался общему состоянию и понял, что одно дело что-то чувствовать и понимать, а другое дело - вести себя соответствующим ситуации образом. Вероятно, здесь большинство людей в душе своей достаточно приличные люди, но жизнь диктует всем определенные роли, которым они пытаются соответствовать. Роли у всех незаурядные, например, Лидер тюрьмы, игривый Блондин, исполнительный Бухгалтер преступного учреждения и т.п.
Женщины и ребенок, вероятно, сбежали не потому, что я всех как-то обманул, а потому, что мне дали это сделать, понимая, что я этого хочу, и я чувствовал, что это возможно. А в заложниках меня оставили более для формы, а не для уверенности, что это будет страховкой от неудачной охоты.

Побег

После побега никакого переполоха в тюрьме не произошло. Охранник у двери упорядочивал запутанную сеть, я ему немного в этом помогал, стараясь немного облегчить ему работу, тем самым вызывая доверие и получая возможность ближе подойти к двери, ведущей на свободу. К нам подошел Лидер и как-то вяло присел на ступеньки рядом с охранником, который сидел в углу на корочках. Я стоял спиной к двери и сквозь стекло будки охранника увидел трех автоматчиков, бегущих к нам.
- Зеки взбунтовались – закричал я и бросился в открытую дверь.
Краем глаза я заметил, что Лидер вскочил, но их, видимо накрыла автоматная очередь. Несколько пуль попали в тяжелую дверь, которая меня прикрыла от ранения. Я выбежал на улицу.
Но здесь я вынужден сменить точку зрения. Я понимаю, что это не совсем я. Это другой человек вырывается из тюрьмы, а я только смотрю на мир его глазами. Он Главный, а я только наблюдатель в этом действии, имеющем символическую насыщенность. Потому дальше речь будет вестись от двух лиц: от меня и от Главного, который убегает из тюрьмы.

Месть

Выбежав на ту узкую улицу, по которой убежали из тюрьмы Женщины и Ребенок, Главный вначале кинулся укрыться от преследователей, что ему легко удалось у ближайшей же подворотни, так как преследования не было. Понаблюдав мгновение за пустой улицей, Главный вернулся к двери, из которой выбежал, и подсоединил узкую топливную трубку с подобной же трубке, которая свисала над тротуаром, выходя из здания тюрьмы. По подсоединенной трубке под напором пошло топливо во внутрь тюрьмы, что было для ее обитателей необычно, так как по этой трубке только выходило топливо и никогда в нее не закачивалось. Расчет был на то, что топливная система тюрьмы не выдержит закачивания топлива и лопнет. В это время Главный пробежал вдоль тюремного здания и спрятался чуть ниже по улице за углом здания на противоположной стороне. Бензин уже переполнил топливную систему тюрьмы и начал вытекать на тротуар, течь по улице. Заметив происходящее, из распахнутых въездных ворот тюрьмы выбежал Блондин с озадаченным лицо, и что-то бросил в текущий по улице бензин. Он загорелся, и огонь побежал внутрь здания. Оттуда выбежало еще несколько людей.

Свобода

Мое сознание сопровождало движение Главного. Он выбежал на остановку электрички. У засмоленных грязных путей лежало несколько человек, убежавших из загорающейся тюрьмы. По рельсам пролетали большие поезда на огромной скорости, мелькали вагоны, а лежащие у путей люди намеревались проскочить между колес, тем самым желая попасть в иное измерение, где, по их мнению, свобода от тюрьмы.
Мое сознание в теле Главного. Главный предложил им спрятаться там, где их никто не будет искать - не на земле, а на крыше старого железобетонного Вокзала. Я полез по скользкой полуразрушенной железобетонной конструкции на большой и высокий купол вокзала. Люди за мной. На половине пути нам встретились местные обитатели. Это были полудикие люди в шкурах. Один напоминал огромного пса, так как был одет в телогрейку из собачьей кожи, а второй – медведя, так как на нем была шкура медведя, и он был крупнее первого. Человек в собачьей шкуре потребовал плату за наше размещение здесь.
Мы продолжали лезть на купол, и уже были гораздо выше их. Я молчал, ожидая того, что последует дальше. Было ясно, что они просто так не отстанут.
Сзади меня послышался вопрос: «А мальчика возьмете?». И в это мгновение вниз по крыше вниз головой заскользил мальчик лет четырех, одетый тоже в темную лохматую шкуру. Он был испуган. Человек в шкуре медведя мгновенно схватил мальчика одной рукой, и они исчезли в трещине под крышей.
Мое сознание дало сбой. Я понял, что это те, кто лез за мной, таким образом расплатились за наше присутствие на крыше, и тем самым на время решили проблему. Вместе с этим надо было что-то делать. Я был уже на самом коньке крыши, и балансировал на нем как на настоящем коне. Оглянувшись в сторону тех, кого я привел за собой, я увидел, что они уже сидят в устойчивой нише крыши в креслах, одетые в большие теплые шкуры и довольно улыбаются. Устроились!
- Кто бросил мальчика? – спросил Главный строгим голосом.
- Я, - ответил самый крупный, тоже похожий на медведя мужик и тут же ринулся исправлять свой проступок.
Главный понял, что он не один в решении исправить ситуацию. Он начал спускаться поближе к той расщелине крыши, куда утащили мальчика, надеясь, что тот еще жив и невредим.
Бетон у расщелины рассыпался, и местами торчала ржавая арматура. Уцепившись одной рукой за тонкую арматуру, он прыгнул, расчитывая на то, что сможет мгновенно прорваться в жилище диких обитателей вокзальной крыши.

О символике и чувствах

Что можем мы усмотреть в этом сценарии, который пришел мне во сне после того, как в полпятого утра я вспомнил, что давно не медитировал на судьбе России?
Возможно, здесь только личное и нет ничего общественного, но я более склонен думать, что сновидение в концентрированном виде отразило сценарий развития социальной ситуации в России.
Надо подумать!

С.А.Кравченко, 14 января 2011 г.
 

ФайлРазмер
Иллюстрация к статье С.А.Кравченко "Ночной кошмар или сценарий социального развития?"3.29 МБ

Комментарии

Изображение пользователя С.А.Кравченко

Все не так безнадежно

Если анализировать основные типажи сценария, то можно утверждать, что все не так уж безнадежно. Конченых субъектов вполне достаточно, и они считают себя основательно адаптированными к реальной жизни. Но наряду с ними есть и те, кто ищет на нашей земле святые места, кто имеет силы искать и сражаться за свою свободу, и кто не бежит за пределы границы. Есть, как и в любом другом социальном сообществе, колеблющиеся, которые легко поддаются внешнему влиянию, и подстраиваются под власть.
Многое в будущем нашей страны будет зависеть от власти, а не от народа.
 
 

Изображение пользователя А.В.Ганичев

СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Сергей Антонович, прилагаю дополнение к вашему сценарию.

Г.П.Краснощеков, Г.С.Розенберг
ЭКОЛОГИЯ
"В ЗАКОНЕ"
(теоретические конструкции современной экологии в цитатах и афоризмах)
 
Тольятти
2001
 

Авторы с благодарностью посвящают
сей труд своим женам и с надеждой
на прочтение – своим детям.
 
 
Мой друг, я искренно жалею
того, кто, в тайной слепоте,
пройдя всю длинную аллею,
не мог приметить на листе
сеть изумительную жилок,
и точки желтых бугорков,
и след зазубренный от пилок
голуборогих червяков.
Владимир Набоков
 
 
Содержание
Введение
 

Предисловие можно назвать громоотводом.
Георг Кристоф Лихтенберг
Если ты хочешь быть впереди классиков, – пиши предисловие к ним.
Эмиль Кроткий
Введение
Барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (по свидетельству Григория Горина) говорил: "Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!" (Горин, 1990, с. 81). Именно несерьезности, как истинно человеческому признаку, посвящена и книга Феликса Кривина (1971, с. 4): "Животные всегда серьезны. Даже тогда, когда они резвятся, они делают это всерьез, как самое важное, жизненно необходимое дело. Из этого, однако, не следует, что гении, в которых в высшей степени воплощено человеческое начало, – самые несерьезные люди. Потому что за внешней несерьезностью у них всегда скрывается самая серьезная мысль". Примеры – на слуху.
Архимед (ок. 287-212 гг. до н.э.) воскликнул: "Дайте мне точку опоры и я сдвину землю" (что, ему больше делать было нечего?). Когда Сократ (469-399 гг. до н.э.) произнес фразу "Я знаю только то, что ничего не знаю", он лукавил; кое что он знал, но его волновала безграничность познания. А лозунг Исаака Ньютона (1642-1727 гг.) "Гипотез я не придумываю" (фактически, это постулат естественно научного познания мира)? А установка Рене Декарта (1596-1650 гг.) "Я мыслю – следовательно, существую" (только мыслящий человек достоин существования)? А блестящий афоризм академика Л.А.Арцимовича (1909-73 гг.) "Наука – это удовлетворение своего любопытства за счет государства" и историческая фраза В.С.Черномырдина (1997 г.) "Хотели как лучше, а получилось как всегда"? Такого рода примеров, когда на первый взгляд в несерьезной, афористично-шутливой форме заключена глубокая мысль или дан образ закона природы, можно приводить множество.
Можно смело сказать, что экологической классикой стали четыре закона-афоризма Барри Коммонера (Commoner, 1971):
  • everything is connected to everything else (все связано со всем);
  • everything must go somewhere (все должно куда-то деваться);
  • nature knows best (природа знает лучше);
  • there is no such thing as a free lunch (ничто не дается даром).
Однако, лавры Б.Коммонера не дают спать не только нам. Так, А.В.Кацура (1980, с. 149) добавил такие "законы-афоризмы": "Каждый шаг должен быть под контролем" и "Все надо предвидеть заранее", Ю.А.Школенко (1988, с. 42) присовокупил свои максимы: "Человек зависит от природы, но очеловеченная природа зависит от человека" и "Будущее местопребывание всех диких животных – зоопарки, всех диких растений – ботанические сады", а М.П.Шилов (1984) предложил еще 17 "аксиом охраны природы"!
Широко известен и один, по крайней мере, опыт всеобуча по цитатникам – такой эксперимент был поставлен в Китае. Трудно судить, насколько учение Мао при этом вошло в "плоть и кровь" изучающих, но повторить его основные положения без искажения они могли в любое время дня и ночи.
К сожалению, этого нельзя сказать об изложении основ экологии даже в школьных учебниках. Заметим при этом, что многие идеи экологии в высказываниях ученых, писателей и поэтов, деятелей искусства изложены в образной форме, ярко и доходчиво. А псевдонаучный язык многих современных учебников по экологии коробит даже специалистов. Всего один пример: вряд ли кто узнает известное положение Чарльза Дарвина о естественном отборе в изложении Т.А.Акимовой и В.В.Хаскина (1998, с. 115): "Первопричиной, источником движущей силы... служит “накачка” энергии – поток энергии через систему и отбор наиболее эффективных преобразователей энергии, вещества и информации. Важнейшим двигателем органической эволюции является непрерывное циклически воспроизводящееся противоречие между безграничной способностью организмов к размножению, организуемой потоком солнечной энергии, и ограниченностью материальных ресурсов". Ю.В.Чайковский (1994, с. 215), рассматривая историю дарвинизма, отмечает, что "...сейчас дарвинизм отступает под давлением тех же самых фактов и суждений, на которые указывали еще первые критики Дарвина, но которые тогда не воспринимались ни учеными, ни публикой... Читая, например, ранние рецензии на “Происхождение видов”, я не раз изумлялся почти дословному повторению одних и тех же дискуссий в течение 130 лет. И новые приборы ничего здесь не меняют".
Популяризаторство – это особый род научной деятельности. "Всякий, кто хоть раз пытался популярно изложить какое-либо научное положение, знает, какие огромные трудности стоят на этом пути. Можно преуспеть в доходчивости, уйдя от изложения сущности проблемы и ограничившись лишь смутными намеками на нее и таким образом обмануть читателя, внушив ему иллюзию понимания. Можно, наоборот, квалифицированно и точно изложить проблему, но так, что неподготовленный читатель скоро потеряет мысль автора и лишится возможности следовать за ней дальше. Если исключить из сегодняшней научно-популярной литературы эти две категории, то останется на удивление мало. Но зато эти немногие работы поистине неоценимы. Они решают важнейшую задачу – дать возможность широким слоям людей в полной мере осознать усилия, прилагаемые учеными, и результаты научных исследований. Ибо никак нельзя мириться с тем, чтобы каждое новое достижение в науке было известно лишь нескольким ученым в этой области, даже если им удастся вполне оценить его, развить и применить в своей работе". Эта пространная цитата заимствована из предисловия, написанного Альбертом Эйнштейном 10 сентября 1948 г., к книге Л.Барнетта "Вселенная и доктор Эйнштейн" и кажется нам универсальной для любой работы, в которой предпринимается попытка просто рассказать о сложных вещах.
При написании этой книги мы учли и такие высказывания Блеза Паскаля: (1623-1662 гг.) "Предмет математики [можно так говорить и об экологии. – Г.К., Г.Р.] настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным" и Анатоля Франса (1844-1924 гг.): "Только забавляясь и учатся...".
Несколько слов о предмете книги. "Афоризмами принято называть краткие, глубокие по содержанию и законченные в смысловом отношении суждения, принадлежащие определенному автору и заключенные в образную, легко запоминающуюся форму" и далее "...афоризмы – литературного происхождения и имеют определенного автора, пословицы – продукт народно-поэтического творчества" (Федоренко, Сокольская, 1990, с. 3, 31). Не вдаваясь в литературоведческий спор – “кто есть кто” – и отдавая его на откуп специалистам, примем в нашей работе для простоты знак примерного равенства между афоризмами, пословицами, поговорками, каламбурами и пр.
С другой стороны, при создании такой специфической работы авторов поджидала еще одна неприятность, блестяще оформленная афоризмом Эмиля Кроткого: "Хорошая цитата подобна изюминке в хлебе, но не выпекай хлеб из одного изюма!" Попытаться с наименьшими потерями пройти между Сциллой (точностью афоризмов для интерпретации экологических законов) и Харибдой (учесть как можно больше прекрасных фраз о Природе и взаимоотношениях с ней Человека) – и было одной из основных наших задач.
В завершении несколько замечаний технического характера. Серьезное отношение (если хотите – академическое) к настоящей работе требовало от авторов дать точное библиографическое описание всех использованных источников афоризмов, что во много раз увеличило бы список цитированной литературы. Мы не будем создавать у читателя ложного представления о наших "обширных знаниях" первоисточников всех использованных афоризмов – как и многие до нас мы пользовались уже готовыми подборками афоризмов и пословиц, среди которых особенно отметим высококвалифицированные работы П.П.Петрова и Я.В.Берлина (1985), Н.Т.Федоренко и Л.И.Сокольской (1990), В.И.Даля (1998), "Большая книга афоризмов" (1999), Э.Борохова (1999), "Кладезь мудрости" (1999), "Зернистые мысли наших политиков" (2000); содержащие большое число цитат монографии К.Е.Левитина (1984), Л.Дж.Питера (1990) и Ю.И.Боканя (1993); оригинальные сборники афоризмов (Лец, 1999; Кнышев, 1991, 1998; Фёклин, 1996; Ратнер, 1998; Колечицкий, 2000, и мн. др.). Все это заставляет нас (а вместе с нами и читателя) доверять составителям и указывать в тексте только авторов афоризмов (в конце книги приведен, насколько это было возможно, полный указатель "Кто есть who").
Структура работы также требует комментария. Естественно, мы отдаем себе отчет в том, что “экология” в контексте данной книги слишком широка – мы включили в нее в качестве методологической основы элементы системологии (и даже гносеологии) и эволюционной теории. В принципе, и то, и другое вполне оправдано, так как системология выступает для экологии в роли "метанауки", а эволюционная теория – служит основой для прогнозирования изменений экосистем. Также мы включили в рассмотрение различные аспекты взаимодействия в системе "Природа – Человек" (концепцию ноосферы, принципы устойчивого развития и т.д.) – современная экология (в широком ее понимании) неизбежно должна исследовать "экологию антропосферы". Конечно, наша задача от этого не облегчилась, а напротив, существенно усложнилась. Но нам было интересно.
Один из афоризмов Марка Твена (1835-1910 гг.) гласит: "Доклад – это кратчайшее расстояние между двумя цитатами". А посему завершим наше предисловие двумя высказываниями. "Лекции, которые на самом деле учат, никогда не могут быть популярными; популярные же лекции не могут обеспечить подлинного обучения". Эта хорошо известная фраза физика Майкла Фарадея (1791-1867 гг.) обычно вырывается из контекста – не приводится ее продолжение: "...И все же лекции могут (вообще говоря) много дать уму" * . Можно добавить "и сердцу", ибо знание делает человека иным во всех сферах его жизни.
*) Заметим, что сам Майкл Фарадей всю жизнь занимался "популяризаторством". Так на протяжении ряда лет вел два больших цикла, так называемых, рождественских чтений для детей -"Оразличных силах в природе" и "История свечи"
И можно закончить данное "Введение" словами еще одного, уже цитированного, физика – А. Эйнштейна (1879-1955 гг.): "Ограничить круг посвященных небольшой группой специалистов – это, значит, умертвить философский дух народа, а отсюда прямой путь к духовной нищете".
 
5.1. СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
 
В воздухе всегда носятся и такие идеи, для уклонения
от которых требуется больше ума, чем для их восприятия.
Оливер Холмз
Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем
в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий
нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления.
Н.А.Бердяев
Будущее – это тщательно обезвреженное настоящее.
Братья Стругацкие
Будущее всегда занимало человеческий разум. Исключение составляют, по-видимому, "дикие народы", для которых оно предопределено природой. Фантазия создала много моделей достижения человечеством путей счастливого будущего. Неоднократно предпринимались попытки их реализации, нередко достаточно удачные в рамках ограниченных сообществ. В последнее время предложены и глобальные модели будущего (в основном, имитационные), по мрачности прогнозов, превосходящие самые смелые предположения фантастов. К сожалению, эти модели не представляют прагматической ценности, поскольку изменение траектории развития сложных систем вдали от равновесия не поддаются прогнозу даже в первом приближении.
Если отвлечься от деталей, то существуют две принципиально отличные концепции будущего устройства мира, соответствующие двум разным стратегиям природопользования. Наиболее распространенная – технократическая, исходящая из представлений о способности разума преодолеть все трудности, возникающие на пути прогресса. В настоящее время эта концепция представляет сочетание русского космизма и представлений о развитии искусственного интеллекта. К.Э.Циолковский видел будущего человека в каком-то неопределенном "полевом" лучистом виде, способного питаться лучистой энергией и существовать в открытом космосе. Такая эволюция человека не укладывается в рамки науки, но является неплохой аллегорией искусственного интеллекта, точнее идеи "переживания" или бессмертия человеческого разума в машинных устройствах. Идея о всемогуществе искусственного интеллекта будущего, контролирующего все стороны деятельности человека в планетарном масштабы подразумевает, что далее "ноосфера" будет развиваться в машинном варианте. Роль человека при этом неясна. Предполагается, что человек при таком интеллекте будет повелителем, "вопрошающим" у машинного разума разрешения сложных проблемы, Но сколько понадобится таких вопрошающих гениев? Более вероятно, что человек будет обслуживать машины. Как образно писал Максимилиан Волошин, уже первые машины превратили человека в их рабов. При этом он не учитывал, что машины подчиняют себе и большую часть интеллектуального потенциала человечества, занятого их совершенствованием. По В.А.Зубакову (1996) роль человека предвидится еще более жалкой – он будет разводиться в заповедниках с целью получения "запчастей" для киборгов – биомеханических химер. Но вряд ли необходимость существования человека в таком качестве будет длительной.
Разновидность технократического подхода – представления о возможности глобального управления биосферой, искусственного поддержания ее в равновесном состоянии. Сама возможность управления столь сложной системой представляется проблематичной.
Другой сценарий развития цивилизации сформулирован В.Н.Тимофеевым-Ресовским в виде принципа жизни на проценты с капитала. Человечество должно вписаться в биосферу, как "дикие народы" вписывались в биоценоз. Это действительно, иная стратегия, но насколько она реальна и достаточно ли времени для решения сложнейших технологических задач, с которыми придется столкнуться на этом пути?
Особое место в постсоветской России заняли мистико-космические, "ноосферные" сценарии псевдонаучного толка. Согласно им будущее человечества определяет возможность использования космической энергии. Мистические представления свойственны всем этапам развития цивилизации, но максимальное выражение они находят в периоды глубокого социального кризиса. Разрушением экономики, всеобщим обнищанием, потерей нравственных ориентиров обязаны мы возрождением идей потусторонней, космической детерминированности жизни. Эти идеи широко пропагандируются средствами массовой информации, издается обширная литература по колдовству, магии, чародейства и и.п. В этом отношении Россия, занимает сегодня, по-видимому, ведущее место в мире. Напротив, серьезные ученые вынуждены писать о лженауке в академических изданиях – средства массовой информации отвергают их популярные работы. Действительно, рекламировать услуги знахарей, "народных целителей" – значительно проще, чем реанимировать здравоохранение, обеспечить население доступными лекарствами. Еще проще таким путем решить экологические проблемы. Так, возведение 22 метровой пирамиды на Селигере привели к "фантастическим" изменениям: "необычайно чистой стала вода в самом озере, какой не было уже много лет. Вдоль русла речки… вскрылись родники, которые не были здесь на памяти даже самых древних старожилов… Повсюду во множестве появились цветы, занесенные в красную книгу" (Журнал "Смена", 1999, № 8, с. 116). Вот уже достигнута договоренность с космическим агентством "…и скоро 2 килограмма песка из специального дозатора будут распылены в космосе, образовав над нашей планетой своеобразную пирамиду" (с. 117). Причина наших бед проста: "…за многие миллионы лет дисгармоничных событий в космосе пространство как бы искривилось, потоки энергии потекли иными руслами, в результате дисгармонизировалась жизнь человека". Пирамиды же "выпрямляют пространство" и все быстро приходит (после миллионов лет дисгармонии) в норму. Правда, в Египте пирамиды почему-то не оказывают своего благотворного воздействия (скорее всего, они не той формы и не соответствуют пропорциям "золотого сечения" или еще чему-нибудь). Надо построить "правильные" пирамиды и все проблемы будут решены.
Независимо от тех или иных путей развития цивилизации, очевидно, что человечество столкнется с проблемой совершенствования самого человека. В этом плане решение задачи представляется достаточно ясным – переориентация на духовное развитие. Но ясность не облегчает ее реализации. Духовное развитие – идеал избранных. Это всегда был подвиг и для ученых, и для религиозных подвижников. Что касается основной массы – то для нее желательно все это получить "на блюдечке с голубой каемочкой"…
Сценарий покорения природы “Мичуринской биологии”
(экологический волюнтаризм)
Сценарий исходит из антропоцентрического принципа о предназначении Природы для удовлетворения нужд не только человечества, но каждого индивидуума. В основе его – представления о неисчерпаемости природных ресурсов и безграничных возможностях человека. Законы экологии не учитываются. В чистом виде сценарий представляет исторический интерес, но конкретная хозяйственная деятельность нередко строится именно исходя из интуитивных представлений о сиюминутной выгоде тех или иных проектов.
Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача... (И.В.Мичурин, как селекционер, подразумевал улучшение качества и продуктивности растений; позднее высказывание использовалось как лозунг, оправдывающий любое "улучшение" природы в интересах общества. – Г.К., Г.Р.)... Но не имея никаких прецедентов в области научной постановки дела в ранней стадии своих работ, я вынужден был действовать интуитивно, а несколько позже – обращаться к дедуктивному методу (вторая часть знаменитой фразы следует всего через одну строку от первой! – Г.К., Г.Р.).
И.В.Мичурин
Проблема не в том, чтобы заставить кукурузу расти под Архангельском, а дыню – под Новосибирском – это в силах селекции, а в том, чтобы решить, стоит на это тратить время, силы и средства.
Н.В.Тимофеев-Ресовский
Как отвратительна эта дикая умирающая природа! Это я, только я один могу сделать ее приятной и живой: осушим эти болота, оживим эти мертвые воды, заставим их течь, сделаем из них ручьи, каналы… Как прекрасна эта культурная природа…
Жорж-Луи Бюффон
Человеку надо учиться быть могущественным.
Жан Ростан
Могущественным, но не всемогущим.
Андре Моруа
По полюсу гордо шагает,
Меняет движение рек,
Высокие горы сдвигает
Советский простой человек.
Из школьной
хрестоматии
Отче! прости им, ибо не знают, что делают.
“Библия”, Евангелие
от Луки, 23-34
И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были во зло во всякое время.
“Библия”, Книга
Бытия, 6, 5
Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный – упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей.
Бернард Шоу
Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей.
Френсис Бэкон
Мы постигаем природу, сопротивляясь ей.
Гастон Башлар
Единственный способ установить пределы возможного – выйти за них в невозможное.
Второй закон Кларка
Если достаточно долго портить машину – она испортится.
Закон Шмидта
(Мэрфи-мл.)
Мы не можем ждать милостей от природы, после всего, что мы с ней сделали.
Человек – терновый венец природы.
Андрей Кнышев
Не задержать ухода ночи и восхода солнца.
Корейская пословица
Крепнет сила людская,
Растет год от года.
Что ни день –
Умножается знаний запас.
И не мы теперь
Милостей ждем от природы,
А давно уже
Ждет их природа от нас.
Игорь Киселев
Покорение природы и увеличение производства благ земных для того, чтобы переполнить благами мир так, чтобы всем достало, такое же неразумное действие, как то, чтобы увеличивать количество дров и кидание их в печи для того, чтобы увеличить тепло в доме, в котором печи не закрываются.
Лев Толстой
Мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящейся вне природы, – что мы, наоборот, нашей плотью, кровью, мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять.
Карл Маркс, Фридрих Энгельс
За преобразование платят больше, чем за охрану, потому что именно преобразование является символом прогресса и приносит больший доход и потому что преобразование природной среды помогает сохранить статус-кво в социально-политической области.
А.А.Горелов
Сценарий управления природой
Сценарий исходит из необходимости сохранения биосферы как основы существования человечества. Предполагает использование природных ресурсов с учетом "экологических императивов" – ограничений, направленными на сохранение ресурсного потенциала планеты путем "экологизации производства" и способствования восстановительным процессам на основе познания и соблюдения законов Природы.
Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собой… Мир идет к своему концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация, эксплуатирующая, но не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца.
Н.Ф.Федоров
Для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколь-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибуть план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну лет, скажем на тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день…
Михаил Булгаков
Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение.
Библейский принцип
Самое трудное искусство – это искусство управлять.
Карл Вебер
Для разумного существа, что содеяно по природе, то и разумно.
Марк Аврелий
Мы постоянно на нее (природу. – Г.К., Г.Р.) воздействуем, но власти над ней не имеем.
Иоганн Гёте
Первый миф науки об управлении состоит в том, что она существует.
Закон Хеллера
(Мэрфи-мл.)
Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой.
Альберт Швейцер
Придется делать это, не нарушая равновесия, а так, чтобы переводить сообщества в разных местах из одного, менее выгодного для человека и Человеку ведь, улучшая сообщества в живом покрове менее продуктивного, в более выгодное и более продуктивное равновесное состояние… Следовательно, когда человек разрешит проблему равновесия в живой природе, он из биосферного круговорота может извлечь еще много больше, потому что тогда действительно сознательно, научно и рационально обосновать сможет в свою пользу и по своему усмотрению изменять и улучшать биологические сообщества, населяющие Землю.
Н.В.Тимофеев-Ресовский
Технократический сценарий
Сценарий основан на признании возможности полной замены биосферы, как источника необходимых для человечества ресурсов, техническими средствами. Допускается и замена самого человека "искусственным интеллектом" и "киборгами" – биокибернетическими химерами человека с человеческим мозгом и механическим телом, сводя роль человека к производству необходимых частей киборгов.
В будущем и, может быть, в не столь отдаленном, все природные процессы должны смениться сознательной регуляцией со стороны человека; хозяйственный аппарат человечества будет управлять всеми биоценологическими процессами.
В.Н.Беклемишев
Будущие историки станут описывать техническую цивилизацию ХХ века как чудовищную злокачественную опухоль, чуть было не погубившую человека.
Жан Дорст
Чем больше читаешь фантазий о том, как осчастливить человечество путем строгой регламентации жизни человеко-единиц, тем неотступнее впечатление, что все это написано с точки зрения некоторой элиты, которая сама себя причисляет отнюдь не к человеко-единицам, а к их правителям и регламентаторам, человеческое же поголовье созерцается деловитым оком животновода.
М.С.Восленский
Сегодня всему наступает пора,
Что бредом казалось вчера.
Эмиль Верхарн
Как много дел считалось невозможным, пока они не были осуществлены.
Плиний Старший
Человеческий разум нуждается не столько в крыльях, сколько в балласте, который умерял бы полет его фантазии.
Френсис Бэкон
Человек, который перестал быть образом и подобием Божиим, превращается в наше время в образ и подобие машины.
Н.А.Бердяев
На нашем комочке грязи мы приобрели дьявольскую силу. Нам остается стать достойным этой силы.
Андре Моруа
Нету лучшего сроду,
Чем под небом большим
Дым советских заводов,
Нашей Родины дым.
"Очень хороший советский
поэт", процитированный
Сергеем Залыгиным
Наступает век техники! Но что могут ученые, кроме физических формул и химических реакций? А мы подготовим механического человека в комплексе с запчастями.
Филлипо Маринетти
Луначарский же предлагал зажечь новое солнце, если нынешнее окажется недостаточным или вообще надоевшим и некрасивым.
Андрей Платонов
Технология – это искусство переделать мир так, чтобы с ним уже можно было бы не сталкиваться.
Макс Фриш
Космический сценарий
Сценарий предполагает использование космоса для расселения людей, получения ресурсов, размещения отходов и решения любых возникающих перед человечеством проблем. Эта идея, положенная в основу автотрофности человека по К.Э.Циолковскому, нашла широкое распространение среди "ноосферщиков"–метафизиков.
Возможно, подобно тому, как когда-то наши далекие предки вышли из океана на сушу, прорыв в космос означает, что появится новая раса людей, для которых ни вакуум, ни радиация, ни космические температуры не будут чужеродны.
К.П.Феоктистов
Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.
К.Э.Циолковский
Освоение космоса – триумф интеллекта и ошибка здравого смысла.
Макс Борн (в изложении)
Проблемы нарушения экологического равновесия должны иметь свое продолжение в масштабах астрофизической деятельности человека, которая может привести к тому, что все операции со своим центральным светилом, либо с ближайшими звездами не будут рациональными, даже когда это будет осуществимо чисто технически.
Станислав Лем
Представим себе совершенно изолированное животное. В него не проникают ни газы, ни жидкости, ни другие вещества. Из него они так же не могут удалиться. Животное пронизано только лучами света. Встречая тут хлорофилл, растворенный в крови углекислый газ и другие продукты распада тканей животного, они разлагают их, соединяют и в результате дают кислород, крахмал, сахар, разные азотистые и другие питательные материалы… Такое формированное (в условиях Земли. – Г.К., Г.Р.) существо уже может обитать в пустоте, в эфире, даже без тяжести, лишь бы была лучистая энергия.
К.Э.Циолковский
Сценарий “назад – к природе”
Сценарий, основанный на распространенном среди экологических экстремистов воззрении, полагающих, что вопреки необратимости исторического развития, человечество может вернуться к пасторальной идиллии прошлого, удовлетворяя свои потребности "плодами" земли.
Из тупика есть один выход – назад.
Михаил Анчаров
“Назад, к победе коммунизма!”
Андрей Кнышев
Ах, как хочется вернуться к природе! – с сигаретой и рюмкой коньяка.
Лешек Кумор
Хорошо, где нас нет. В прошлом нас уже нет, и оно кажется прекрасным.
Антон Чехов
Техника в добрых руках добра. Бояться техники? Что же, назад в пещеру?
Андрей Вознесенский
Все существа до сих пор создали что-нибудь высшее себя: а вы хотите быть отливом в этом великом приливе и лучше вернуться к животному, чем превозмочь человека.
Фридрих Ницше
Сценарий “вперед – к природе”
Сценарий основывается на создании путем генной инженерии организмов, обладающих новыми свойствами, которые, будучи внедрены в экосистемы, будут контролировать их в заданном направлении. Но последствия создания трансгенных животных пока непредсказуемы, а тем более изменения экосистем при их внедрении.
Давайте немного помечтаем и представим себе окультуренную экосистему лет через 50 или 100. Она поддерживает существование небольшого поселка с населением около десяти тысяч человек... Хорошо видно, как кипит работа: ...пчелы собирают нектар с медоносов, ...муравьи несут свежую хвою, ...ежи тащат грибы, мелкие грызуны – семена злаков, а птицы – ягоды…
М.Е.Виноградов и др.
Звери, птицы и насекомые снабжали ее (Мальвину, девочку с голубыми волосами. – Г.К., Г.Р.) всем необходимым для жизни. Крот приносил питательные коренья. Мыши – сахар, сыр, кусочки колбасы... Майские жуки – разные ягоды. Бабочки – пыльцу с цветов – пудриться. Гусеницы выдавливали из себя пасту для чистки зубов и смазывания скрипящих дверей. Ласточки уничтожали вблизи дома ос и комаров…
Алексей Толстой
 
Катастрофические сценарии
Сценарии предполагают гибель человечества в результате антропогенной катастрофы: ядерной войны, исчерпания ресурсов, загрязнения среды и пр.
Можно сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.
Жан Ламарк
У нас есть физические средства уничтожить цивилизацию, и род человеческий; у нас нет моральных средств предотвратить это уничтожение.
Андре Моруа
Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира.
Надпись на пирамиде Хеопса
Жизнь на других планетах не существует, потому что их ученые опередили наших.
N.N.
Солон за две с половиной тысячи лет предупреждал, что человек может погибнуть, превращая цветущие нивы в пустыни.
Сергей Залыгин
Земля пустела, как орех.
И кто-то в небе пел про это:
“Червь, человечек, короед,
Какую ты сожрал планету”.
Андрей Вознесенский
Из года в год и мы грызем живьем
Тот самый плод, на коем мы живем.
Червяк – переползет к другим плодам,
Но – долетим ли мы к иным садам?
Лев Куклин
Сценарий первый
Термоядерный конфликт – “ядерная зима”
Гибель биосферы в результате глобального изменения климата, возникшего после ядерной войны и связанного со снижением проницаемости атмосферы для солнечного света вследствие запыления и развития цепных негативных реакций в биосфере.
Конец октября двадцать пятого
года,
И век двадцать первый
с тяжелой войной...
Настанет большой ледниковый
период,
Весь мир нарядив в горностаевый
мех.
Мишель Нострадамус
Нам солнце застил дым
с другого полушария несом.
Похолодало. Тлели города.
Голодный люд сковали холода.
Горел лес. Падал.
О, земля сиротств –
Rayless and pathless and
the icy Earth…
И детский палец,
как сосулька, вмерз.
Андрей Вознесенский
Сценарий второй
Экологическая катастрофа в результате
хозяйственной деятельности
Экологическая катастрофа явится закономерным финалом прогресса цивилизации, замены природы техносферой – саморазвивающейся системой, управлять которой, вследствие ее сложности, человек не в состоянии.
Отравлен хлеб, и воздух выпит…
Осип Мандельштам
- Как вы можете дышать таким
воздухом?
- А мы не затягиваемся…
Анекдот
Так много раз предсказанный прорицателями, а потом отодвинутый конец света – из достояния мистики подступил к нам трезвой реальностью, подготовленной научно, технически и психологически. Уже не только опасность всемирной атомной войны, это мы перебоялись, это море нам по колено, но расчеты экологов объясняют нам – мы в полном капкане: если не переменимся мы с нашим истребительно-жадным прогрессом, то при всех вариантах развития в ХХI веке человечество погибнет от истощения, бесплодия и замусорения планеты.
Александр Солженицын
Я серьезно убежден, что миром управляют, и государствами, и имениями, и домами – совсем сумасшедшие. Не сумасшедшие воздерживаются и не могут участвовать...
Лев Толстой
Сценарий третий
Деградация человека
Вырождение человека как следствие изменений наследственного аппарата в результате мутагенного действия загрязнения среды, духовная и нравственная деградация человека (ориентации на материальное потребление, наркомании, алкоголизация).
Духовная деградация, как показывает исторический опыт, может успешно свершиться в ходе жизни одного-двух поколений, если они будут воспитываться в среде заведомо упрощенной духовно на суррогатах культуры и природы, при ничтожном напряжении духовного бытия.
Рудольф Баландин
Неумение людей использовать свой заработок и досуг может стать для человечества не менее опасным, чем гибель от всеобщей атомной войны.
П.Л.Капица
Мыслитель, скажи что-нибудь веселенькое. Толпа хочет веселого. Что поделаешь – время послеобеденное.
Велимир Хлебников
Надо неустанно работать над собой, чтобы к моменту смерти успеть стать как можно лучше.
Андрей Кнышев
Сценарий “вместе с природой”
От евангелией, написанных людьми, пора переходить к Евангелию Природы (будем вслед за М.В.Ломоносовым называть так и каменную летопись планеты – слои горных пород – и вообще все устройство области жизни).
Рудольф Баландин
Не возвращение к природе, а возращение в природу.
Серж Московичи
Мир движется, совершенствуется; задача человека участвовать в этом движении и подчиняться и содействовать ему.
Лев Толстой
Мы заимствуем "экологический капитал" у будущих поколений, отнюдь не намереваясь и не имея возможности вернуть долг. Они может быть проклянут нас за наше расточительство, но никогда не смогут добиться возврата капитала.
"Наше общее будущее"
Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое…
Лев Толстой
 

Анатолий Викторович ГАНИЧЕВ

Изображение пользователя С.А.Кравченко

Спасибо

Анатолий Викторович! Спасибо за интересный материал. Я думаю, что авторы текста не против этой публикации части их книги?

Моему сценарию более подходит следующая цитата из Вашего текста:

Вырождение человека как следствие изменений наследственного аппарата в результате мутагенного действия загрязнения среды, духовная и нравственная деградация человека (ориентации на материальное потребление, наркомании, алкоголизация).
Духовная деградация, как показывает исторический опыт, может успешно свершиться в ходе жизни одного-двух поколений, если они будут воспитываться в среде заведомо упрощенной духовно на суррогатах культуры и природы, при ничтожном напряжении духовного бытия. Рудольф Баландин.

Если учесть, что вырождение началось в 20-е годы прошлого века, когда страну начали покидать лучшие ее представители, а из тех, кто остались, мало кто пережил 30-е годы, то страна уже прожила два поколения духовной и нравственной деградации.

Вместе с этим не будем забывать о сфере коллективного бессознательного, которая имеет возможность соединять сознание личности с опытом и памятью предков напрямую и без сознательных посредников. Данное соединение происходи чаще всего в измененных состояниях сознания (ИСС), которым является и состояние сна в том числе.
Даже при полной деградации основной массы общества в нем всегда будут возникать очаги духовной жизни и духовных свершений, что рано или поздно приведет к восстановлению остальных. Это поддерживает дух.
 

Изображение пользователя А.В.Ганичев

"Это поддерживает дух"

Сергей Антонович, организм человека, а так и животных, есть терминал биосети. Что на ее основе накапливается, то и считывается организмами. Накопления многоуровневые и уровень считывания определяется настройками организма. Все подобно компьютерам и сети интернет. Гуляет человек по сайтам, меняя настройки компьютера.
ИСС это отклонение от обычного режима действия индивидуального сознания и блуждание по сети, выход на «сайты» коллективного бессознательного, считывание которых невозможно при обычном режиме действия сознания.
«Обычный» режим индивидуального сознания тем ценен, что он обеспечивает один общий для всех уровень считывания, держит всех в одном мире (одно пространство-время), обеспечивается тем самым возможность взаимодействий индивидов.
 
Как в сети интернет, так и в биосети могут возникать вирусы, приводящие общее бессознательное к возмущению-деградации и его считывают «терминалы» (киты в этом случае на берег выбрасываются, а в социуме это явления разрушительного, деградированного поведения людских масс, такие как фашизм и прочие …).
Деградация отдельной особи это искаженное считывание биосети расстроенным «терминалом», мотивирующее к разрушительной деятельности.
 Какая музыка играет, то и пляшет человек
 
Первоочередная задача человека не в том, чтобы гулять по биосети, гулять по коллективному бессознательному, осознавая его, а в том, что понимая зыбкость биосети, как основы несущей коллективное бессознательное, а так и зыбкость средств считывания  ее (организм), направлять практику на дублирование зыбкой стихийно обусловленной несущей основы устойчивой основой искусственной. Это относится как к основе коллективного сознания (коллективное бессознательное), так и к основе считывающих ее элементов (индивидуальное сознание).
В пределе,  бесканальные социальные коммуникации («чистая» ноосфера, вне природной действительности) и есть дублирующая искусственная устойчивая основа, как для общего сознания, так и сознаний индивидуальных.
И уже из этого построенного сообща «города» можно будет гулять в пригород, в «дремучие леса» природной действительности  без угрозы потерять себя, без угрозы потерять связь с обществом, без угрозы деградации, без угрозы  потери тенденции к развитию сложностей.
Независимость есть условие безопасности.
 

Анатолий Викторович ГАНИЧЕВ

About С.А.Кравченко