Символы и Символизм

Изображение пользователя С.А.Кравченко

Символы (от греч. symbolon – условный знак). Образ, выражающий собой ту или иную идею, в которой играет роль не только ее универсальное содержание, но и ее субъект (в первую очередь исторический). В отличие от знака, обладающего – в силу своей формальности и абстрактности – общедоступным нормативным содержанием, символ в значительно большей степени связан, с одной стороны, с материей своего выражения (чаще всего это визуальный образ), во-вторых, с историей своего существования, что при анализе символа заставляет обращаться к герменевтике как к методу прояснения традиций в трактовках того или иного понятия. В рамках психоанализа символ трактуется как выражение бессознательной жизни: у З. Фрейда – индивидуальной, у К. Г. Юнга – коллективной.

Символизм (франц. symbolisme, от греч. sýmbolon — знак, символ), литературно-художественное направление конца 19 — начала 20 вв. Оформилось в связи с компрометацией реалистических принципов художественного образа. Помимо преемственной связи с романтизмом, теоретические корни С. восходят к идеалистической философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р. Вагнера, к некоторым идеям Ф. Ницше, а также интуитивизма и философии жизни. С. был устремлен к художественному ознаменованию "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. При этом поэтический символ рассматривался как более действенное, чем собственно образ, художественное орудие, позволяющее возводить факты "опыта" к сверхвременной идеальной сущности мира, его трансцендентной Красоте. Наиболее общие черты доктрины С.: искусство — интуитивное постижение мирового единства через символическое обнаружение "соответствий" и аналогий; музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства; господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере в близость внутренней жизни поэта к абсолютному и в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи; обращение к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства. При всём разнообразии духовных ориентаций символистов С. как явление культуры в целом соприкасался с платоническими и христианскими символическими концепциями мира и культуры.

Стремясь прорваться сквозь покров повседневности к "запредельной" сущности бытия, С. в мистифицированной форме, выражал протест против против позитивизма и натурализма в искусстве. Социальному и физиологическому детерминизму натурализма с его теориями "среды и наследственности" С. противопоставил свободу творческой воли и поэтического воображения, не ограниченных законами "внешней" действительности. Творчество его крупных художников несёт общечеловеческий смысл: скорбь о духовной свободе, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу, предчувствие мировых социальных переломов. Поэты-символисты усилили многосмысленность поэтического образа, сообщив малым лирическим жанрам новые выразительные возможности; обогатили поэзию принципами музыкальной композиции; стремясь, вслед за Вагнером к синтезу разных искусств, способствовали их сближению в 20 в.

Русский символизм воспринял от западного многие философские и эстетические установки (в значительной мере преломив их через учение В. С. Соловьева о "душе мира").
 

About С.А.Кравченко