Символдрама

Изображение пользователя С.А.Кравченко

Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов) – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов.
Лейнер Х.Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996). В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов». Символдрама эффективна при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.
Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в 1948 – 1954 гг.. Сегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран.

Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.
В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.-Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения. C феноменологической точки зрения, можно проследить параллели с детской игровой психотерапией и гештальт-терапией. В техническом плане, символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Й. Вольпе.

В символдраме соединились преимущества спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, Эриксоновского гипноза и аутотренинга.

Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й. Шульцу. После достижения состояния расслабления пациенту предлагается представить образы - стандартный мотив или свободно любой образ. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии.
Участие психотерапевта внешне выражается в том, что при помощи комментариев типа «да», «угу», восклицаний, например, «Вот как!», повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития, находится рядом. Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие. В частности, чтобы избегать эффектов внушения, вопросы психотерапевта должны быть открытыми, т.е. не содержать элементов ответа. Например, вместо того, чтобы спросить: «Дерево большое?» или «Далеко ли это дерево?», что уже предполагает определенное ожидание ответа, следует спрашивать: «Какого размера дерево?» или «На каком расстоянии находится это дерево?»
Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя в среднем около 20 минут. 
Психотерапия по методу символдрамы проводится в индивидуальной и групповой форме, а также в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей.

Классическим, является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии - так называемого мотива представления образа. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, в ходе экспериментальной работы были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, лучше всего отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наибольшим психотерапевтическим эффектом.

В качестве основных мотивов символдрамы Х. Лёйнер предлагает следующие:

  • луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;
  • подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;
  • следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;
  • обследование дома;
  • наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса.

Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить, так же, об отнесенности конкретных мотивов к стадиям детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

Символдрама соответствует ожиданиям, установкам и ментальности в целом для пациентов, ориентированных скорее на эмоционально-образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов.

_____

Статья составлена с использованием материалов официального сайта Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы.

Комментарии

Изображение пользователя С.А.Кравченко

Прекогнитивная символдрама

Анализируя технику сеанса психотерапии по методу символдрамы, я пришел к следующим идеям.

Можно перестроить символдраму под задачи экспертного предвидения будущего. Как это можно сделать?
Эксперту в исследуемой сфере (или целой группе экспертов) после достижения состояния расслабления, что является измененным состоянием сознания (ИСС), необходимо предложить представить не стандартные мотивы символдрамы или свободно любые образы, а будущее того объекта, который интересует исследователей. Здесь я делаю акцент, что в сеансах такой прекогнитивной символдрамы участвуют не случайные люди, а только эксперты исследуемой сферы деятельности, обладающие развитым образным мышлением и склонные к интуитивной деятельности.

Представляя образы, эксперт рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» эксперта в его путешествии в будущее и, если необходимо, направляет его течение в соответствии со стратегией исследования будущего.

Психотерапевт следит за ходом постижения будущего, обеспечивая наиболее полное и глубокое познания вероятного будущего, сводя до минимума суггестивное воздействие.

Психотерапия по методу символдрамы проводится в индивидуальной и групповой форме, что подсказывает нам и формы работы с экспертами.

Классическим, является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии. В прекогнитивной символдраме пациенту-эксперту предлагается тема исследуемого предмета в будущем. В качестве основных мотивов символдрамы Х. Лёйнер предлагает лес, дом и подобные, а нам надо предлагать объекты предвидения будущего.

Символдрама ориентирована скорее на эмоционально-образные переживания, чем на чисто рациональное переживание, решая психологические конфликты личности. Прекогнитивная символдрама также ориентирована на эмоционально-образное переживание, но предполагаемого будущего, что в свою очередь в дальнейшем нуждается в рациональном истолковании пережитого экспертами в ИСС.

Несмотря на кажущиеся преимущества прекогнитивной символдрамы, в ней есть и значительные недостатки. Основной из них в следующем: есть сомнение, что это все сработает, так как предвидение будущего любого объекта, как мне представляется, невозможно в любой момент времени. Более вероятно то, что эксперты в экспериментальных ИСС не смогут видеть будущее на заказ, а будут только иногда видеть то будущее, которое в настоящий момент наиболее значимо для низ самих. Вместе с этим, есть некоторая уверенность, что практические исследования в этом направлении могут дать интересные и важные результаты.

Если мне не изменяет память, что-то в этом роде практиковал в своем институте в свое время в 90-е годы Георгий Георгиевич Рогозин.

Прекогнитивная символдрама может быть одной из тех частей практической проверки способности человека к интуитивному предвидению будущего, которая планируется в Совместной работе сотрудников Центра предвосхищения.

About С.А.Кравченко