Метод Дельфи (Delphi)

Изображение пользователя С.А.Кравченко

Метод Дльфи (Delphi). Метод голосующих людей, чтобы выразить суждение группы. Как правило, этот метод применяется для вовлечения индивидуальных суждений экспертов по случаю возможного будущего. Суждения различных экспертов позже объединяются, чтобы создать представление согласия. Техника Delphi сохраняет индивидуальные ответы анонимными, чтобы социальные влияния (престиж определенного участника, застенчивость определенных участников, и т.д.) были минимизированы. Однако, администратор Delphi может задерживать вопросы к группе, чтобы усовершенствовать суждение согласия.

Более подробно:

Метод Дельфи (дельфийский метод) - методом экспертного оценивания возможного будущего.

Метод Дельфи - один из инструментов выбора и оценки решения. Метод Дельфи применяется на этапах формулирования проблемы и оценки различных способов ее решения.

Появился в 1950-1960 годы для анализа планов атомной войны США (разработан корпорацией RAND, авторами считаются Olaf Helmer, Norman Dalkey, и Nicholas Rescher ). Имя заимствовано от Дельфийского Оракула.

Особенности: заочность, многоуровневость, анонимность.

Основная идея Метода Дельфи

Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.

Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты)

Субъекты Метода Дельфи:

  • группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.
  • организационная группа — сводит мнения экспертов воедино.

Этапы Метода Дельфи

Предварительный: подбор группы экспертов — чем больше, тем дольше — до 20.

Основной: постановка проблемы — экспертам рассылается вопрос и предлагается его разбить на подвопросы. Организационная группа отбирает наиболее часто встречающиеся. Появляется общий опросник.
Этот опросник рассылается экспертам. Их спрашивают — можно ли добавить ещё что-то; достаточно ли информации; есть ли дополнительная информация по вопросу? В итоге — 20 вариантов ответов, где есть дополнительные аспекты, запрос информации, предоставленная информация. На этой основе составляется следующий опросник.
Улучшенный опросник вновь рассылается экспертам, которым теперь надо дать свой вариант решения, а также рассмотреть наиболее крайние точки зрения, высказанные другими экспертами.

Эксперты должны оценить проблему по аспектам: эффективность, обеспеченность ресурсами, в какой степени соответствует изначальной постановке задачи. Таким образом выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения. Всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения сильно выбиваются из общего русла. После этого все эксперты могут менять мнение, а процедура повторяется.

Итерации повторяются, пока не будет достигнута согласованность между экспертами, или не будет установлено отсутствие единого мнения по проблеме. Изучение причин расхождений в оценках экспертов позволяет выявить незамеченные ранее аспекты проблемы и зафиксировать внимание на вероятных последствиях развития анализируемой проблемы или ситуации. В соответствии с этим и вырабатывается окончательная оценка и практические рекомендации. Обычно проводится три этапа, но если мнения сильно разнятся - то больше.

Аналитический: проверка согласованности мнений экспертов, анализ полученных выводов и разработка конечных рекомендаций

Критика Метода Дельфи — с 60-х гг.

1. Беззащитность эксперта перед организационной группой — слишком большие полномочия.
2. Мнение большинства — не обязательно правильное; креативное решение — меньшинства, наиболее эффективные решения — отбрасываются.
3. Анализ — много времени. Минимум на каждый этап — сутки. Не подходит для оперативного анализа.
4. Возрастает конформизм экспертов, стремление попасть в большинство.
5. Возможность манипуляции экспертами организационной группой.

Противодействия критике Метода Дельфи:

1. Подбор организационной группы из различных структур, научных и социальных школ.
2. Ту же проблему прогнать через другую группу.
3. Самые оригинальные решения можно включать в качестве дополнений.

Метод Дельфи - не оперативного, а стратегического планирования. Применяется в стратегическом планировании в технике, футурологии, бизнесе.

Технические недостатки Метода Дельфи

1. Время проведения зависит от средств коммуникации экспертов.
2. Опрашиваемые должны уметь хорошо излагать свои мысли, так как данный метод основан на получении информации в письменной форме, в противном случае обработка затрудняется.
3. Анкетируемые должны обладать высоким уровнем мотивации, так как отсутствует поощрение за заполнение анкет.

Метод Дельфи в России

В России (по состоянию на конец 2010 года) применяется мало, так как:

1) долгое время аналитика была централизована — высок конформизм экспертов;
2) нужны независимые аналитические структуры — в России их нет;
3) стратегический анализ мало востребован — все авторы знают свои цели;
4) нет традиции проведения таких исследований — нет профессионалов, все эксперты знают друг друга и их очень мало.

Источники:

1. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_Дельфи.

About С.А.Кравченко