Программа прогнозов бедствий, катастроф и кризисных явлений России

Изображение пользователя С.А.Кравченко

После встречи президента РФ с руководством РАН 3 декабря 2001 г., где он выделил проблему независимой экспертизы государственных решений, прогноза и предупреждения бедствий и катастроф в природной и техногенной сфере, социальных нестабильностей, как одну из ключевых задач, стоящих перед научным сообществом России, сложилась кооперация ряда исследовательских институтов, готовых взяться за решение этой проблемы.[1]

Были выдвинуты концепции стратегических рисков и анализа кризисов, обоснована необходимость создания национальной системы научного мониторинга, позволяющей свести воедино необходимые информационные потоки, исследователей, и усилия структур, входящих в контур управления страной, которые имеют полномочия и ресурсы для предупреждения бедствий и катастроф.

Была разработана программа фундаментальных исследований, связанных с прогнозом бедствий и катастроф, а также кризисных явлений современной России, которая в данный момент не работает, так как была отклонена Президиумом РАН.[2]

Какой должна была бы быть программа научных исследований, необходимых для создания системы научного мониторинга? Главной ее целью является обеспечение наблюдаемости ряда опасных явлений и процессов, а также кризисов современной России. Наблюдаемость, обеспечиваемая системами мониторинга, прогноза и поддержки принятия решений, позволит предупреждать и эффективно парировать большой круг опасностей и угроз.

Оценка стратегических рисков, которая является главной целью программы, неотделима от стратегического прогноза, от долгосрочных ориентиров, от оценки коридора возможностей страны, от ключевых задач, которые стоят перед российским обществом. Программа носит междисциплинарный и системный характер. Результатом работы исследователей должна быть работающая система научного мониторинга, позволяющая оценивать наиболее важные кризисные явления в развитии страны, динамику многих опасных явлений и процессов в различных сферах. Авторы программы ожидают, что её выполнение приведет к созданию ряда крупных экспертных организаций, обслуживающих правительство и крупнейшие российские предприятия.

Основой единого подхода к родственным задачам из разных областей знания берется синергетика. В основе которой лежит представление о наличии универсальных закономерностей поведения сложных систем.[3]
«Для многих систем, склонных к катастрофическому поведению, на нынешнем уровне развития науки не представляется возможным предложить детальные математические модели, обладающие предсказательной силой, поэтому прогноз приходится строить иначе. Вместо детального описания процесса подготовки катастрофы используются общие свойства нелинейных динамических систем».[4]

Гигантские события имеют предвестников в виде предшествующих событий меньшего размера. Структура предвестников в самоорганизованных критических системах может зависеть от особенностей рассматриваемых явлений. Исходя из универсальности катастрофических процессов, авторы ожидают, что алгоритмы выявления предвестников и прогноза гигантских событий, построенные и доказывающие свою эффективность на одном материале (сейсмология), могут быть с успехом перенесены на другие (экономика, социология).
Не абсолютизируя синергетическую методологию прогнозирования социального будущего, можно все же сказать, что это постмодерн социального прогнозирования.

Далее: Доклад в Дубне на конференции "Новая глобальная реальность и стратегии развития России" зам. директора ИПМ РАН им.Келдыша Георгия Малинецкого. Георгий Геннадьевич громит доклад ИНСОРа об образе будущего - "Россия, XXI век. Полдень".[5]

Литература:
[1] Малинецкий Г.Г., Оспов В.И., Львов Д.С., Митин Н.А., Гусев А.В., и др. Кризисы современной России: Научный мониторинг // Вестник РАН. 2003. №7. С.579-593.
[2] Там же.
[3] Будущее России в зеркале синергетики / Под ред. Г.Г.Малинецкого. М.: КомКнига, 2006. – 272 с.
[4] Там же, с.147.
[5] Сайт - http://forum-msk.org/material/economic/3014548.html
 

About С.А.Кравченко