ПЕТРЕНКО Виктор Федорович

Изображение пользователя С.А.Кравченко

Виктор Федороаич Петренко«Рано или поздно наступит «психозойская эра»

Заведующий лабораторией психологии общения и психосемантики факультета психологии МГУ  Виктор Федорович ПЕТРЕНКО рассказал, что может ждать человечество через 300 лет.

«Я предполагаю, что одна из возможных форм поиска межцивилизационных контактов заключается не в полетах в космос или другого рода перемещениях в пространстве к планетам и звездам, а в обращении к собственному бессознательному с помощью техник измененного состояния сознания, например буддистских психопрактик. На мой взгляд, сквозь глубины сознания мы можем прорваться в некое трансцендентальное космическое сознание, которое, возможно, уже создано цивилизациями, успевшими развиться ранее человечества, и растворено в самом космосе».

– Виктор Федорович, есть мнение, что размышления о будущем – это для тех, кто недостаточно крепко стоит на земле, что это потеря времени. Нужно ли обсуждать возможные сценарии будущего, делать прогнозы?

– Чем более развитой является система, а сейчас мы включены в систему земной цивилизации, тем больше степеней свободы она имеет. Рефлексия возможных сценарных путей развития человечества может давать обратное влияние на сам процесс через каузальную круговую причинность.
Особенно актуальны вопросы будущего в контексте глобальной эволюции – так называемой Big History. Рассматривая этапы геоморфологического, биологического, социального развития Земли как планетарной системы, в Австралии – Снукс, в России – Панов одновременно пришли к выводу, что динамика смены эволюционных этапов ускоряется. И если построить кривую, описывающую эту динамику, то в ближайшее десятилетие она выходит в так называемую вертикаль Снукса – Панова, согласно которой история подходит к точке сингулярности, бифуркации, перелома. Это значит, что цивилизация не сможет дальше развиваться, «карабкаясь» вверх по вертикали, и человечество в ближайшее время ждут какие-то качественные изменения.

– А каким вы видите будущее земной цивилизации в контексте мегаистории?

– Космологи говорят о «Великом молчании Вселенной». Когда размышляют о встрече с другой разумной цивилизацией, чаще всего предполагают, что ее представители прилетят на космических аппаратах и выглядеть будут примерно как земляне. Но это крайне наивно – думать, чтобы две разумные цивилизации совпали во времени и оказались на близких уровнях развития технологий. Это как если бы средневековый ученый представлял себе космонавтов на телегах, запряженных животными. Вспомните историю человечества за последние 300–500 лет и вдумайтесь, какие грандиозные технологические изменения произошли за такой минимальный срок. А что нас ждет через 300 лет? Человек будущего будет отличаться от нас по уровню технологического развития так же, как мы – от первобытного человека.

Так вот, «Великое молчание Вселенной» может объясняться несколькими гипотезами. Возможно, цивилизации доходят до определенного уровня собственного развития и потом просто задыхаются от собственных технологических отбросов. Как в свое время продолжительность жизни древних римлян составляла 20 с небольшим лет, поскольку изобретенный ими свинцовый водопровод был токсичен и негативно воздействовал на генетику.

Сегодня мы пользуемся различными электронными приборами, постоянно находимся под воздействием электромагнитных полей. А как это влияет на живой организм, мы узнаем лишь спустя некоторое время. Когда-то изобретатели демонстрировали рентгеновское излучение, показывая в его свете кости собственной руки. А потом оказывались в больничной палате в результате воздействия проникающей радиации. Может быть, и это лишь одна из версий, человечество просто исчезнет, достигнув определенного цивилизованного уровня, как бы захлебнется в собственных промышленных отходах.

– А есть оптимистичная версия?

– Возможно, на каком-то этапе развития человечество перейдет в иные формы бытия. Например, Константин Эдуардович Циолковский в свое время рассуждал о превращении земной цивилизации в космическое «лучистое человечество». Возможно, человечество перейдет к формам коллективного разума – наподобие мыслящего океана, как в «Солярисе» Станислава Лема.
Я предполагаю, что одна из возможных форм поиска межцивилизационных контактов заключается не в полетах в космос или другого рода перемещениях в пространстве к планетам и звездам, а в обращении к собственному бессознательному с помощью техник измененного состояния сознания, например буддистских психопрактик. На мой взгляд, сквозь глубины сознания мы можем прорваться в некое трансцендентальное космическое сознание, которое, возможно, уже создано цивилизациями, успевшими развиться ранее человечества, и растворено в самом космосе.

– То есть нечто, развивающееся вне пространства и времени?

– Конечно. Как показали исследования А. Р. Лурии, гипнотические эксперименты В. В. Кучеренко, человек помнит практически все, с чем сталкивался в жизни. Это огромный объем. Можно извлечь из его памяти номер машины, которая случайно попала в поле зрения десятки лет назад. Но если мы допускаем возможность хранения практически всего опыта человека в его памяти, то можно допустить и вероятность сохранения космического опыта, т. е. какую-то бесконечную память, емкость космического сознания.

– Как вы считаете, обращение человечества к бессознательному не противоречит технологическому развитию цивилизации?

– Интересный вопрос. Такой экстенсивный путь развития цивилизации – технологический – наверное, уже близок к исчерпаемости. Запасы природных ископаемых ограниченны, и мы постепенно переходим к энергосберегающим технологиям, информационным формам цивилизации, когда на передний план выходят не технологические формы цивилизации, а формы обработки информации, требующие гораздо меньше энергии. Мне кажется, что со временем цивилизация будет становиться все более гуманитарной. Рано или поздно наступит, как считает психолог Александр Григорьевич Асмолов, «психозойская эра» – эра доминирования психологических практик и технологий, направленных на самого человека, а не на его технологическое обеспечение, которое, достигнув определенного уровня, не будет так экстенсивно развиваться.

– Как вы думаете, машинная цивилизация может развиваться автономно от человека, в направлении понимания собственной идентичности? Или человек останется каким-то образом с ней связанным? Симбиотический интеллект – по-вашему, это реализуемый сценарий?

– Я достаточно скептически отношусь к понятию «искусственный интеллект». Человек не сложный арифмометр. Для создания искусственного разума, сопоставимого с человеческим, необходимо каким-то образом воспроизвести эмоции и ощущения. Но человеческие ощущения – очень сложное соотношение рационального и эмоционального. Эмоции меняют всю структуру ассоциативных полей, на основе которых и осуществляются процессы мышления. Эмоции, аффекты, мотивы входят и в человеческое мышление, сознание, бытие.
Но даже самые мощные и быстрые квантовые компьютеры не могут сравниться с человеческим разумом, поскольку в них отсутствует главное – элементарное ощущение, которое есть даже у простейших. И никто пока еще не смоделировал простейшей эмоции.

В плане симбиотического взаимодействия человеческого интеллекта и компьютерных технологий можно, конечно, внедрить в познавательные структуры человека какие-то отдельные элементы, например искусственный глаз для слепого, передающий с видеокамеры в мозг спайки электрических импульсов (аналогично тому, как это делает естественная зрительная система), которые мозг обрабатывает и строит зрительные образы. Но это все периферия человеческой психики так же, как и искусственные конечности. Сущность человеческого, да и животного разума смоделировать, может быть, принципиально невозможно.

– Человек уже сегодня вступает во взаимодействие со сложными электронными устройствами, и это меняет его психику. Параллельно совершенствуются и компьютерные технологии. Как вы думаете, возможно ли, что со временем граница между человеком и искусственной системой перестанет быть такой четкой, а какие-то психические системы будут строиться с опорой на внешние устройства?

– Конечно, развитие технологий меняет и ментальность, и сознание человека. Мы всегда чем-то жертвуем, приобретая новое. С развитием письменности мы потеряли во многом дух импровизации. С развитием кино и телевидения значительно снизились возможности памяти запоминать аудиовизуальные ряды, а точнее – извлекать из памяти эту информацию. Появился Интернет, и ушел эпистолярный жанр. Благодаря Интернету, телевидению, рекламе трансформируются язык и сознание, стали говорить о клиповости сознания, рваном нарративе и прочем.
Бесспорно, психика человека, согласно культурно-исторической теории Выготского, будет меняться. Но, с моей точки зрения, даже самые совершенные технические устройства – это лишь орудия для человека. Орудия интеллекта, памяти, познания. Присваивать орудиям статус субъекта у меня желания нет. Опыт работы в психологии не позволяет мне говорить о такой возможности.

Есть компьютерные программы, пишущие музыку. Но искусство – это порождение каких-то новых смыслов. Способно ли техническое устройство не имитировать творчество по заложенным в него алгоритмам, а порождать новые смыслы, стать чем-то, понимающим и возвышающим человека?

– Мы наблюдаем интерес к конгрессу «Глобальное будущее 2045» со стороны самых разных людей. Как вы думаете, кому и почему могли бы быть интересны и полезны такого рода мероприятия?

– Для успешного существования общества необходимы какие-то научные, философские, религиозные смыслы, выводящие человека за пределы его личного благосостояния, комфорта, развивающие и вдохновляющие его. Подобные симпозиумы и конгрессы в каком-то смысле сбивают человека с обыденного рутинного пути и заставляют взглянуть на звезды, подумать о смысле собственного существования.

Обществу необходимы ученые, мыслители, религиозные деятели, занятые возвышением духа человека, акцентирующие внимание на процессах, не связанных с индивидуальным благом и личной жизнью. Для будущего человечества очень важно, чтобы оно осознавало себя как звено глобального цивилизационного процесса, как участника глобальной космической эстафеты.

Фото: psy.msu.ru
Текст: Тимур Щукин,
Мария Тучина

Источник -http://www.vz.ru/information/2012/2/1/558181.print.html

Комментарии

Если объединить ....

В общем, как размышления на эту тему, все описано достаточно корректно. Конечно, не предложена понятная логика приближения к этой новой эпохе. Технологии измененных состояний сознания, инициированные самим человеком; явно не работают на достижение этого результата. По всей видимости, нужны новые свежие идеи, как эффективно взаимодействовать с собственным будущим, с собственной ментальностью. Предполагаю, что в статье не уделено внимание важным аспектам на этом пути. Таким, как способность человека, мечтать, инициировать заветные желания, ставить идеальные цели. Автор статьи, так же не уделяет никакого внимания технологиям самоорганизации и активизации деятельности головного мозга. Как мне представляется, если объединить описанное в статье и перечисленное мной, в единую самоорганизующуюся логику. Тогда можно говорить о модели эффективного перехода или подготовки к новой, психозойской эре.

Изображение пользователя В.А.Поликарпов

Психозойская эра

-зой - от др.-греч. ζωή — «животное».

Владимир Алексеевич ПОЛИКАРПОВ

Изображение пользователя С.А.Кравченко

В иные миры через ИСС

 Выступление В.Ф.Петренко на Конгрессе GF2045

Текст выступления

Психопрактики – ключ к космическому сознанию

В когнитивной психологии базовой метафорой выступает компьютерная метафора, то есть психика, сознание рассматриваются как такой сложный компьютер. Но эта компьютерная метафора она хромает тем, что пока не одна тех система не способна была создать ни одно элементарное ощущение, ни одну простейшую мысль. А я буду пытаться говорить о квантовом компьютере с космическим интернетом, применительно к психик человека. Но вначале несколько зарисовок.

Мир строит не только продвинутый йог, но и любое живое существо строит образ мира, и в зависимости от его подъема по эволюционной лестнице, этот мир различной сложности. Простейший пример из зоопсихологии. Когда змея охотится на лягушек, те сами прыгают к ней в пасть. Первоначально думали, что змея каким-то своим гипнотическим взглядом заставляет лягушку совершить такое неадекватное действие. Оказалось, если реконструировать образом мира лягушки, то если змея медленно движется, то ее тело не выделяется для лягушки, так как у нее нет такой дифференциации нейронов, чтобы отличить тело змеи от коряг, камней и так далее. Она просто не воспринимается. А открытая пасть змеи и ее раздвоенный язычок, который вибрирует воспринимается этой лягушкой как муха или комар и она прыгает схватить добычу и попадает в пасть змеи. То есть мир лягушки крайне, по сравнению с человеком, примитивен, и этот мир, который она строит, зависит от тех перцептивных эталонов, той когнитивной карты, которой она владеет.

Другой пример на уровне человека. Мы в свое время с моим коллегой и учеником В.Кучеренко описали такой интересный феномен. Если в гипнозе внушить человеку, что он не будет видеть какой-то объект, ну например, ты не будешь видеть сигареты. Человек выходит из трансового состояния , его просят перечислить предметы, лежащие на столе. Он не видит не только сигареты, но и не видит пепельницу, полую окурков, пачку сигарет, он может не видеть зажигалку, потому что она связана с процессом прикуривания, может видеть зажигалку, крутит в руках и говорит: «Какой-то непонятный цилиндрик. Не пойму, наверно это из-под валидола». То есть оттормаживается предметная функция, связанная с запрещенным объектом, то есть выпадает целое семантическое поле объектов, связанных с запрещенным. Тут как бы разводится - смотреть и видеть. Конечно, человек видит эти объекты, но если дать запрет на актуализацию каких-то значений, то он не осознает объекты, которые он видит. Они выпадают как бы.

Такой яркий пример.
Мы систематически исследовали влияние эмоций на процессы категоризации. Как наличие тех или иных эмоциональных состояний меняет внутренний тезаурус, или семантические пространства трансформируются от проявления тех эмоций? То есть мы в гипнозе давали такие простые эмоциональные состояния как страх, эйфорию, более сложные чувства вины и т.д., и смотрели, как меняется система ассоциаций. Испытуемые заполняли системную матрицу, которую мы потом обрабатывали с помощью факторного анализа, кластерного анализа, структурного моделирования и смотрели, как трансформируется семантические пространства под влиянием тех или иных эмоций, т. е. взаимосвязь эффекта и интеллекта. В нашем интеллекте колоссальную роль играют эмоциональные переживания, аффекты и т. д. И вот яркий такой забавный пример.

Мы проводили это в зимней психологической школе, где студенты жили по два человека в комнате. И мы делали эксперимент с одним из студентов, а второй его сосед по комнате попросил присутствовать (интересно, гипноз со стороны наблюдать). Ну, чтоб он нам не мешал и чтобы наш испытуемый не отвлекался случайным образом на своего соседа, мы внушили подопытному, что он его не будет видеть. И действительно он заполнял вначале эксперимент, потом заполнение матрицы, и тот, который как бы был невидимым, решил, что он как бы невидимый, то он может быть и не слышимым. Дело было к вечеру, студенты собирались потом на танцы пойти. Он взял электробритву и начал бриться. И наш испытуемый оказался в жутком недоумении. Он слышал звук, который исходил от бритвы «невидимого», он его не видел. Но вот этот мучительный звук, который он слышал, он не мог понят его источник.. Тогда он пошел, сделал несколько шагов навстречу источника. Другой сосед испуганно вскочил, когда он не дошел буквально несколько сантиметров до другого человека. Он остановился и впал в очень глубокий транс, т. е. возникло какое-то очень глубокое противоречие. С одной стороны он вроде бы видел другого, раз он не прошел насквозь него, но одновременно не осознавал.

Гегель давал объяснение, он говорил, что в ощущениях, эмоциях субъект и объект слиты, нет гносеологической противопоставленности. Но если мы выражаем нечто в знаковой форме, мы можем, как бы сделать процесс отчуждения от непосредственно чувственности субъекта и во вторичной знаковой форме восприятия, это и есть процесс осознании. То есть для того, чтобы что-то осознавать, не просто воспринимать, а осознавать, мы должны иметь какие-то знаковые формы. Это не обязательно должен быть естественный язык, это могут быть символы, это могут быть какие-то ритуальные действия, но то, что обладает значением, то, что мы можем передать другому человеку, то мы можем и осознать.

Мы строим миры, в которые мы погружены и их осознание связано с той системой значения, которой мы владеем. И в этом плане вот такой забавный пример, который описывают этнографы. Когда испанские галеоны приплыли в Америку, якобы они стояли на рейде, индейцы не видели сами галеоны. Вернее они видели, но не осознавали, потому что не было таких перцептивных эталонов, таких значений как корабль, но они обратили внимание на странно изменившийся характер ряби на воде. То есть, чтобы что-то выделять надо иметь перцептивные эталоны, значения и так далее.
 

Вот одна из причин, по которой можно помыслить, что великое молчание космоса, то есть мы не воспринимаем … космос не дает нам никаких сигналов, которые бы свидетельствовали о том, что в космосе есть разумные цивилизации помимо нас, с которыми можно установить контакт и так далее. Но после большого взрыва прошло более 6,5 миллиардов лет, и очень наивно ожидать, что возможные цивилизации, с которыми мы можем потенциально вступить в контакт, находятся примерно на том же уровне, что и мы, что они обязательно прилетят на каких-то ракетах, в космическом скафандре, мы будем с ними контачить таким образом.
Вероятнее всего, если мы посмотрим, что за последние 300 лет настолько колоссальный скачок в цивилизации произошел, что когда там диапазон сотни и тысячи лет, то вероятность встретиться цивилизациям на одном уровне колоссально ничтожна.

Одна из возможных гипотез…. Коллега Кричевский, который рассуждал, что космос будет осваиваться человеком, наши ближайшие потомки полетят на другие планеты, чуть ли не рожать в космосе будут, будет такая космическая цивилизация. Мне кажется сомнительно, что такой холодный, недружественный к нам космос можно обжить.

Скорей возможен поиск контактов с иными цивилизациями внутри собственной ментальности.

Мы мало владеем техниками измененных состояний сознания. Некоторые испытывали разные медитативные техники, тем не менее, мне представляется в качестве рабочей гипотезы возможным, что скорее возможной формой контакта с высоко продвинутыми цивилизациями, возможно, в результате такой глубиной медитации этих изощренных психопрактик, когда мы прорвемся, с одной стороны, вырабатывая своеобразную систему значений, не привязанную к нашему конкретному миру, с другой стороны, разрабатывая эти изощренные техники медитации, выйдем в контакт с возможными мирами на глубинных медитативных уровнях.

Изображение пользователя С.А.Кравченко

Космический интернет

Давно хотел напечатать текст выступления В.Ф.Петренко на конгрессе, так как в нем есть темы, которые непосредственно могут быть или препятствием, или помощью в нашем познании предвидения и предвосхищения.

Во-первых, метафора космического интернета и квантового компьютера, применительно к сознанию человека, вполне применима и для исследования способности человека к экстрасенсорному восприятию и для создания модели вселенной с единым информационным полем. Только относительно предвидения она не вполне применима, так как у нее только одно измерение времени - настоящее.

Во-вторых, перцептивные эталоны и когнитивные карты. Очевидно, что для познания предвидения и для построения технологий предвосхищения необходимо расширять ту когнитивную карту, которую нам предлагают иные науки на основании своих перцептивных эталоном. Более того, можно утверждать, что перцептивные эталоны значительно отличаются у различных исследователей. 

В-третьих, следует расширять знаковые формы, системы значений, которые могли бы совершенствовать наше осознание. Другими словами, находить и создавать дополнительные определения тех явлений, которые до сих пор еще не имеют знаковых форм или были отброшены как ненужные.

В-четвертых, контакт с иными мирами возможен в особых состояниях сознания. С иными измерениями времени контакт также возможен в иных измерениях сознания.

Эту тему следует еще додумать....

About С.А.Кравченко