Молитва о предстоящем дне

Изображение пользователя С.А.Кравченко

старец ИлийОптинский старец Илий, духовник патриарха Кирилла.

 

Взаимодействие с будущим в христианской молитве о предстоящем дне.

В молитве Оптинских старцев мы видим яркий образец взаимодействия христианского сознания со структурами и потоками душевных сознательных и бессознательных процессов. Данное взаимодействие предполагает и управляет будущим, а в качестве собеседника избран Бог.

Если учесть, что в аналитической психологии Юнга бессознательное отождествляется с Богом и предполагается, что полноценное душевное здоровье возможно только в процессе диалога с бессознательным (трансцендентальная функция), то молитва, которая здесь анализируется, создана так, что настраивает молящегося на достаточно определенные установки в начале дня.

Если психические процессы действительно можно настроить именно так, как просит молящийся в молитве Оптинских старцев, то по большому счету и желать большего сложно.

Что мы имеем в тексте молитвы и как можно это прокомментировать?

Цитата из молитвы: Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.
Комментарий: Вначале молящийся настраивается на душевный покой в течение дня, что бы он не принес. Согласитесь, достаточно эффективный настрой, так как именно в таком состоянии возможна адекватная реакция на происходящее.

Цитата из молитвы: Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле.
Комментарий: Конечно же, только на фоне душевного покоя возможно более тонкое восприятие всех глубинных душевных процессов, где и предполагается, что будут замечены те из них, которые не только исходят из глубин бессознательного, но имеют иной источник воли, что важно отличать их от других процессов.

Цитата из молитвы: Господи, на всякий час этого дня во всём наставь и поддержи меня.
Комментарий: Установка на то, что бессознательные процессы, в рамках личностного и коллективного бессознательного, имеют возможность ежечасно быть более разумными настолько, что сознание личности безоговорочно можно подчинить им наперед.

Цитата из молитвы: Господи, какие бы я ни получил известия в течение этого дня, научи принять их со спокойною душою и с твердым убеждением, что на всё есть Твоя святая воля.
Комментарий: Отдельно дается установка на спокойную душевную реакцию относительно любых возможных известий в течение предстоящего дня. И вместе с этим предполагается, что все происходит по воле Бога. Теория аналитической психологии не исключает психоидную природу архетипов, которые лежат в основании наших душевных процессов. Психоидность предполагает объединение физического и психического миров. Таким образом, убеждение, что «на все Божья воля», создает у молящегося изначальный настрой на все, что происходит в мире.

Следует также заметить, что сам диалог, которые происходит в молитве, предполагает диалог сознания человека с глобальным коллективным сознанием, которое изначально воспринимается как более мудрое и более сильное. Молящийся одновременно с тем, что полностью подчиняет себя Ему, смеет силы и смелости вести этот постоянный диалог, дает себе настрой на постоянное поддержание такого диалога, что насыщает сознание личности упорядоченными потоками энергии смыслов из бездонного мира бессознательных процессов.

Цитата из молитвы: Господи, открой мне волю Твою святую для меня и окружающих меня.
Комментарий: Здесь мы видим, что молящийся хочет знать не только предполагаемые влияния коллективного бессознательного на себя, но и на окружающих его людей. Вместе с этим следует заметить, что знать он хочет не сами процессы, но изначальное намерение (волю), что заложено в предстоящих процессах Бога.

Цитата из молитвы: Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами.
Комментарий: Молящийся не оставляет на волю произвола потоков сознания даже свои мысли и чувства, желая подчинить и их руководству более мудрой Системы. Как мы увидим дальше, характеристики Бога тоже предполагаются и закладываются в канву диалога. Например, … «благодарю Тебя за всё, что со мною будет, ибо твёрдо верю, что любящим Тебя всё содействует ко благу».

Цитата из молитвы: Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.
Комментарий: Здесь прямым текстом говорится, что жизнь состоит из предвиденных событий и непредвиденных случаев, что предполагает изначальное принятие непредвиденного. Вместе с этим непредвиденное изначально связывается с Богом, с которым установлен диалог, и который не следует забывать.

Цитата из молитвы: Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу.
Комментарий: Установка на соответствие общения с другими людьми правилам, простоте и разуму, где изначально предполагается как в транзактном анализе, что взаимодействие между людьми может устанавливаться по трем основным принципам, равный с равным, старший с младшим и младший со старшим. При этом целью общения задается всеобщее благо как основная ценность.

Цитата из молитвы: Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня и все события в течение дня.
Комментарий: Как мы знаем из теории стресса, что при утомлении и тем более при переутомлении наши реакции могут быть мало управляемы разумом, что может привести к срывам и даже к душевным и физическим расстройствам. В молитве же мы видим, в начале дня дается установка на разумное расходование силы в его течение.

Цитата из молитвы: Господи, руководи Сам Ты моею волей и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать.
Комментарий: Молящий старается подчинить свою волю воле бессознательных процессов, которые оформлены в образ Бога, и с которым идет постоянный диалог, видимо зная, что те волевые процессы, которые выведены за пределы рассудочного сознания, они более быстры и естественны, органичны и эффективны. Молящийся дает установку и на постоянный процесс научения таким основных умениям, как молитва и следующие способности: надеяться, верить, любить, терпеть и прощать.

Цитата из молитвы: Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего святого Сам води и управляй мною.
Комментарий: Здесь мы видим, что молящийся распространяет свою установку в рамках коллективного бессознательного на то, чтобы управлять и своими врагами, договариваясь с Богом, что Он будет «водить и управлять» им в этих взаимодействиях, где он не оставляет своим врагам права на произвол.

Цитата из молитвы: Господи, просвети мой ум и сердце моё для разумения Твоих вечных и неизменных законов, управляющих миром, чтобы я, грешный раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним моим.
Комментарий: Здесь мы видим формирование установки на просвещение ума и сердца, которые действительно могут в значительной степени испытывать влияние со стороны бессознательного. Более того, молящийся настраивается на познание вечных законов, управляющих миром, с той лишь целью, что бы правильно служить Богу и ближним своим.

Цитата из молитвы: Господи, благодарю Тебя за всё, что со мною будет, ибо твёрдо верю, что любящим Тебя всё содействует ко благу.
Комментарий:  Здесь, наряду с выражением своей любви, мы видим благодарение молящегося и формирование его убежденности в том, что всё предстоящее будет содействовать ему во благо. В тренинговой и консультативной работе сложно сформировать у клиента убежденность, что все в жизни способствует нашему благу. Здесь же мы наблюдаем изначальную установку на такое восприятие мира, которое, несомненно, очень эффективно в плане адаптации и обучения жизни.

Цитата из молитвы: Господи, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков. Аминь.
Комментарий: В конце молитвы задается общий оптимистичный тон на деятельность, слова и мысли в течение дня, где мы видим, что молящийся просит благословения на право самому благословлять Бога.
В последнем предложении участник диалога из роли младшего и просящего делает попытку выйти на уровень равного Богу, что, согласитесь, достаточно смелое движение души в финале столь искусного диалога.

В итоге можно заключить следующее: В православной культуре существует скрытый пласт духовной практики, способствующий развитию и поддержанию способности человека к предвосхищению будущего, что не исключает чего-то подобного и в других религиозных конфессиях.

С.А.Кравченко

 

About С.А.Кравченко